В Сургуте на этой неделе молодой парень на электросамокате врезался в «Приору», припаркованную во дворе многоэтажки. Подросток не справился с управлением и попал в больницу. Это уже второе происшествие с начала сезона в Сургуте. В начале мая молодой человек на электросамокате сбил ребёнка в парке. По этому инциденту завели уголовное дело за причинение вреда по неосторожности.
Кто и как в югорских городах контролирует действия любителей двухколёсного электротранспорта? И чего от СИМОВ — средств индивидуальной мобильности — больше: вреда или пользы?
Пятилетний малыш не успел даже понять, что с ним произошло. Катался на велосипеде в парке, моргнул, и уже в больнице. В ребёнка врезался электросамокатчик. После столкновения у малыша вдавленный перелом лобной кости. Риск повреждения мозга. Той его части, которая отвечает за память и способность разговаривать.
Вадим Падурец, врач-нейрохирург Сургутской клинической травматологической больницы: «К счастью, не было повреждений оболочек головного мозга, и это позволило провести более короткую реабилитацию в условиях реанимационного отделения. Сейчас ребёнок находится в сознании. Не имеет никакого неврологического дефицита, чувствует себя хорошо. Проходит курс краткой реабилитации в условиях нейрохирургического отделения уже с последующим переходом на более углублённую реабилитацию. Никаких когнитивных изменений нет. Это позволит ему жить, развиваться нормально без каких-либо последствий». Интересная деталь — электросамокатчику, который сбил ребёнка в сургутском парке, было 17 лет. То есть подростки не могут купить сигареты или алкоголь в магазине, но могут взять в прокат средство индивидуальной мобильности. Это повод проверить, а какие вообще ограничения предъявляют к своим клиентам сервисы проката электросамокатов.
В сервисе проката, которым воспользовался подросток, наехавший на ребёнка в парке, при регистрации в приложении у тебя спрашивают только возраст. Соответственно, можно указать любой. И вот единственное, что здорово, рядом парк. И здесь установлено ограничение по GPS на скорость не больше 15 км в час, которое реально действует.
В другом сервисе регистрация по номеру телефона, больше данных требуют ввести личных. И даже галочки поставить, что ознакомлен с договором. И здесь есть зоны, в которых кататься нельзя. Допустим, Вечный огонь. Здесь самокат не будет работать.
В отличие от модных самокатов у остановок, Елена Пономарёва сдаёт свои в аренду из рук в руки. Её небольшой пункт проката работает в Сургуте третий сезон.
Дарья Пономарёва, владелица пункта проката электросамокатов: «Сдаёт у нас наш работник эти электросамокаты. Соответственно, когда он сдаёт, он адекватно оценивает, кому он сдаёт. На нём однозначно не будет кататься человек в нетрезвом состоянии, человек, который в принципе не сможет сам это сделать, то есть ребёнок. На нём однозначно не будут кататься двое, что тоже не положено по технике безопасности. У нас по разрешению администрации не более 20 км в час установлена скорость». Крупные каршеринговые сервисы проката электросамокатов начали активно осваивать Югру с прошлого года. Тогда же и начали фиксировать происшествия с участием водителей таких средств передвижения.
Олег Левин, начальник Госавтоинспекции УМВД России по Сургуту: «В прошлом году в июне у нас было ДТП с участием электросамоката, где гражданин уже в возрасте взрослый управлял, двигаясь по тротуару, где совершил столкновение с автомобилем, выезжающим на прилегающую территорию. Тем не менее, самокат был отнесён к техническим средствам, которые попадают под управление соответствующей категорией. Соответственно, был привлечён к административной ответственности за нарушение. И также на электросамокате, на котором он двигался, было запрещено двигаться именно по тротуару, предназначенному для движения пешеходов». С марта этого года в отношении СИМов — средств индивидуальной мобильности — действуют более подробные правила. Они объявляют, кто и где может передвигаться на электросамокате. Минюст разъясняет: разрешено даже детям с 7 лет в присутствии взрослого.
Ирина Галеева, начальник отделения ОАР и ПБДД ОГИБДД УМВД России по Нижневартовску: «Лицам с 7 до 14 лет допускается движение по велосипедным дорожкам, лицам старше 14 лет допускается выезд на проезжую часть, где они должны осуществлять безопасное движение. Кроме этого, им допускается движение по велосипедным дорожкам. По тротуарам они могут двигаться лишь в случае отсутствия велосипедных дорожек или специальной выделенной полосы на проезжей части». Однако на весь Сургут таких велодорожек всего четыре. Но процесс запущен. И сейчас города Югры определяются, где поставить знаки и сделать специальные полосы. Но автоюрист Сергей Иванов убежден, у ГИБДД просто не хватит сил контролировать электросамокатчиков. Да и незачем.
Сергей Иванов, автоюрист: «Сами каршеринг-сервисы начали контролировать ещё до внедрения поправок и внедрять контроль в сами приложения. Это как ограничение скорости. Некоторые сервисы начали контролировать именно езду и характер движения этих электросамокатов. Например, один из сервисов блокирует — это я сам попробовал — если вы начали движение непрямолинейное и имитируете пьяную езду».
Александр Зинченко, владелец сервиса проката электросамокатов: «Если в том году мы наблюдали тенденцию, когда люди передвигались на них в качестве развлечения, то в этом году мы наблюдаем, что они используют их в качестве мобильного средства передвижения, тем самым разгружая наши дороги в Сургуте. Это удобно, встал, добрался до работы, оставил возле работы. Не нужно ни пристегивать, ничего такого». У Александра Зинченко свой каршеринг-сервис электросамокатов в Сургуте. Больше сотни устройств. Работает второй год. Электротранспорт действительно разгружает дорожные артерии Сургута, разрывающиеся от тромбов автомобилей. На 400 тысяч населения в городе 185 тысяч только легковых машин.
«Мы видим все самокаты, которые у нас сейчас катаются в городе, зелёненькие точки, синенькие стоят у нас на парковке, как мы видим, возле администрации, фиолетовые на паузу поставили. А вот красные — люди пытались у нас в этих местах воровать самокаты. Все самокаты были найдены. В том году даже завели пару уголовных дел. Поэтому, друзья, самокат стоит 80 тысяч, его не надо домой брать и говорить, что он просто стоял никому не нужный на остановке», — сказал Александр Зинченко.
Александр Колотович, тренер по экстремальным видам спорта: «На самом деле электросамокат — это достаточно серьёзная такая штука, которая разгоняется до 20-30 км в час. Ну, а если представить, то это, грубо говоря, если обо что-то резко остановиться — это падение с третьего этажа. Где-то в стену не рассчитал, в дерево — это с третьего этажа упасть по силе удара будет». По мнению тренера Александра Колотовича, езда на электросамокате это не спорт. Не тренирует практически никакие мышцы. Но вот защиту нужно использовать точно такую же, как для скейта или велосипеда.
«В принципе можно использовать те же велосипедные, скейтовые шлемы вот такие, которые защитят при падении, налокотники обязательно, наколенники. Вместо вот этой штуки, вот этих наладонников, надо иметь перчатки какие-нибудь в принципе по-хорошему с какой-нибудь крепкой кожей, если вдруг упал на асфальт, не разодрал ладони. В холодное время года ветронепродуваемая куртка, потому как простыть можно прилично», — рассказал Александр Колотович.
В защите, практически полном обмундировании, передвигается по Сургуту группа электросамокатчиков. Стоимость их экологичного транспорта от 170 тысяч рублей до полумиллиона. Практически у каждого в гараже ещё есть автомобиль и, конечно, водительские права нужной категории. Тут все серьёзно. Но не все относятся к ним с пониманием.
Дмитрий, житель Сургута: «Люди не привыкли, люди боятся. Дети бегают, не смотрят по сторонам. Мы это осознаем. У нас, видите, взрослая вся компания. Все осознают, у всех есть дети, семьи, мы ездим спокойно, аккуратно. Но самое, на что следует обратить снимание, это шеринговые самокаты, где люди берут и не несут ответственности ни за самокат, ни за людей, которых могут сбить». Дмитрий — самый молодой участник электросамокатного сообщества Сургута. Ему 28. Самому возрастному — за 50 лет. Взрослые люди, которые несут ответственность за увлечения своего внутреннего ребёнка. И так же следует поступать всем, кто решит управлять модным видом транспорта. Ответственность внутри не заменит ни один контроль со стороны.