Югорчанин Александр Сафронов — инструктор по вождению. Будучи профессиональным водителем, передает секреты управления автомобилем тем, кто желает освоить эту науку.
В этой сфере он работает около трех лет в частной автошколе. Его рабочий день начинается с получения путевого листа и прохождения медицинского осмотра. По словам Александра, работа инструктора предполагает гибкий график, но тем не менее требует соблюдения сроков и отработки положенного количества часов. За смену в его служебном автомобиле свои навыки вождения по очереди оттачивают порядка шести человек. Вот и получается обычный рабочий день.
Каждые два месяца в автошколе, где работает Александр, проводится набор желающих получить водительские права. После изучения теории начинающие водители попадают к нему, чтобы освоить практику.
Первые занятия проводятся на автодроме. Здесь будущие водители отрабатывают различные навыки, которые понадобятся им для вождения в городе и сдачи экзамена на права. В числе упражнений — заезд в гараж, параллельная парковка, «змейка», разворот, эстакада.
После этого практическая часть обучения проходит на дорогах города. Это непростая задача для новичков. Здесь уже реальная жизнь, надо быть очень внимательным. Стресс добавляют не только страх, но и не всегда вежливое поведение опытных водителей, которых раздражает медлительность учебных машин.
— Кто-то сигналит, кто-то ругается. Мы строго соблюдаем скоростной режим и правила дорожного движения. Понимаю, что это может вызывать недовольство у других водителей, но безопасность превыше всего, — подчеркивает автоинструктор.
Учебный автомобиль у Александра, как и у всех других инструкторов, оснащен дополнительными педалями. Благодаря им он может вмешаться в процесс управления, если того потребует ситуация. Кроме того, в машине установлена система видеонаблюдения. Это оборудование необходимо и во время прохождения экзамена в ГАИ. Все действия ученика и инструктора фиксируются.
— Бывало такое, что ученик, тронувшись с места, тут же останавливался, не справившись с волнением. Есть самоуверенные ребята, которые приходят с позицией «я все знаю», но на деле оказываются не готовы к реальным дорожным условиям. В итоге не с первого раза проходят экзамен в ГАИ. Некоторые потом и по три года сдают. А вот девушки сейчас учатся и получают права лучше, чем мужчины. Возможно, это связано с тем, что они приходят в автошколу с нулевым опытом и с большим желанием учиться, — рассказывает Александр Сафронов.
Первое время, говорит инструктор, очень переживал за своих подопечных. Потом эмоции немного утихли, но все равно волнуется за учеников, когда приходит время экзамена.
— Моя работа хороша тем, что здесь быстро виден результат. К нам приходят неопытные ученики, а выпускаем водителей, которые готовы к самостоятельной езде. Невероятное чувство, когда видишь, как человек, который боялся тронуться с места, спокойно ведет машину по оживленной улице. Когда курсанты успешно сдают экзамены и чувствуют себя уверенно за рулем, понимаю, что все усилия не напрасны, — подытожил инструктор.
За смену в служебном автомобиле инструктора свои навыки вождения по очереди оттачивают порядка шести человек.
С 1 сентября 2025 года вступают в силу новые правила работы автошкол.
Дистанционное обучение
Одно из главных новшеств — возможность дистанционного изучения теории. Это позволит будущим водителям осваивать ПДД в удобном формате, не посещая аудиторные занятия. При этом в учебную программу включат новые темы — от правил обращения с электронными документами (например, как оформлять ДТП через приложение) до обязанностей водителей носить светоотражающие жилеты при остановке на трассе и особенностей управления средствами индивидуальной мобильности — электросамокатов, гироскутеров и т.д.
Кроме того, будет усилен акцент на блок по опасному вождению — теоретическое изучение ситуаций с повышенным риском на дороге. Общая продолжительность теоретического курса также увеличится.
Больше часов на практику
Изменения коснулись и практической части обучения. Количество часов вождения увеличится: для обучающихся на механической коробке передач — с 56 до 58 часов, а для тех, кто выбрал «автомат» — с 54 до 56 часов.
Таким образом, программа подготовки станет более насыщенной, что должно дать выпускникам больше опыта до сдачи экзаменов.
Система рейтингов автошкол
Еще одно важное нововведение — появление открытого рейтинга автошкол. Основным показателем станет аварийность с участием выпускников. Также будут учитываться и другие параметры, по которым потенциальные ученики смогут сравнивать учебные заведения. Информация будет публичной и доступной в виде базы данных.
Все нововведения начнут действовать с 1 сентября 2025 года. Тем, кто планирует обучаться вождению в ближайшие месяцы, стоит учитывать, что с осени 2025 года система подготовки водителей станет более сложной и, вероятно, более дорогой.
Автор: Екатерина Козлова