Итоги учебного 2022/23 года подвели на заседании Думы
На двадцать пятом заседании Думы города Югорска седьмого созыва заместитель начальника управления образования администрации города Югорска Татьяна Нерода представила депутатам и главе города Югорска Алексею Харлову отчет об итогах 2022-2023 учебного года.
Общее количество детей, посещающих детские сады в 2022-2023 учебном году составило 2 306 человек, в том числе в частных детских садах — 74 человека, что меньше на 182 ребенка по сравнению с 2021-2022 учебным годом. Актуальный спрос населения на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения в 2022-2023 учебном году удовлетворен на 100%. Все дети с желаемым 2022 годом зачисления обеспечены местами с 1 сентября 2023 года.
Общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях города на конец учебного года составила 5 627 человек, что на 68 обучающихся больше 2021-2022 учебного года, в том числе в негосударственном учреждении 116 человек. Вместе с тем, начиная с 2020 года, наметилась тенденция к сокращению числа обучающихся на уровне начального общего и среднего общего образования с 2356 до 2345 человек и с 512 до 468 человек соответственно. Количество обучающихся, занимающихся во вторую смену, составило 25%, что ниже на 9% по сравнению с предыдущим учебным годом. Снижение обусловлено снятием части эпидемиологических ограничений, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Также в муниципальной системе образования совершенствуются условия для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. В городе наблюдается рост численности детей школьного возраста данной категории с 181 человека в 2021 году до 256 человек в 2023 году. Все дети охвачены общим образованием, в том числе 135 человек обучались на дому (53%) из них 2 учащихся дистанционно. Остальные в школе, посредством инклюзии. На уровне дошкольного образования инклюзивным образованием охвачен 41 воспитанник с ОВЗ, рост таких детей по сравнению с 2021 годом составил 27 человек. Рост количества детей, охваченных инклюзивным образованием, обусловлен ежегодным увеличением количества детей с ОВЗ и как следствие открытием новых групп комбинированной направленности. В 2022-2023 учебном году дополнительно к 10 функционирующим ранее группам комбинированной направленности в шести образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, открыто 11 групп, которые посещали дети различных нозологических групп: слепой и слабовидящий ребенок, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра. 45 воспитанников с тяжелыми нарушениями в развитии посещают группы компенсирующей направленности, что больше на 20 детей в сравнении с 2021 годом.
В муниципальной системе образования отмечается положительная динамика оснащенности образовательных учреждений для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Уровень оснащенности учебным оборудованием увеличился относительно результатов 2021 года на 3,3% и составил 60% и уровень доступности предоставляемых услуг увеличился относительно результатов 2021 года на 1% и составил 85%. В течение учебного года приобретено и установлено оборудование для создания универсальной безбарьерной среды для инвалидов и учащихся с ОВЗ, например, лестничный гусеничный подъемник для инвалидов, говорящие таблички с тактильной кнопкой и встроенной памятью в детском саду «Снегурочка», пандус на открытой лестнице для входа на пришкольную территорию школы №2, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура в детском саду «Гусельки» и многое другое.
Для ранней профессиональной ориентации обучающихся и удовлетворения их образовательных запросов созданы условия для углубленного изучения отдельных учебных предметов, продолжена реализация образовательных проектов совместно с социальными партнерами: «Газпром — классы» инженерно — технического профиля, медицинские классы с углубленным изучением биологии и химии, кадетские классы.
Успешно реализован муниципальный проект «Профильный муниципальный класс» в школе №5, старт которому был дан 1 сентября 2022 года. Социальными партнерами школы выступили администрация города Югорска и Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Югры. 25 обучающихся 10-го класса знакомились с основами государственного и муниципального управления с помощью углубленного изучения таких предметов, как «История», «Экономика», «Право», «География» и элективного курса «Основы государственного и муниципального управления», организации экскурсий и встреч с работниками администрации города и департамента. Реализация проекта будет продолжена в 2023-2024 учебном году.
Отметим, что результаты освоения образовательных программ югорскими школьниками стабильны на протяжении последних трех лет (с 2021 по 2023 годы). Общая успеваемость и качественная успеваемость обучающихся составляет 98% и 43% соответственно, 323 ученика завершили учебный год на «отлично» (2021 год — 323 человека, 2020 год — 331 человек), медалями «За особые успехи в обучении» и «За особые успехи в учении» награждено 10 выпускников общеобразовательных учреждений (в 2021 году — 21 выпускник, в 2020 – 8 учеников).
В основной период Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 — 2023 учебном году приняли участие 211 выпускников 11-х классов. Аттестат о среднем общем образовании в основной период получили 99% выпускников 11 классов (в 2022 году — 98%) по причине того, что 2 выпускника получили неудовлетворительный результат по математике (будут пересдавать экзамен в дополнительный (осенний) период 2023 года). Количество высокобальников, получивших 81 и более баллов, составило 27% от общего числа выпускников 11-х классов, что на 1% выше результатов 2022 года. Отмечен рост среднего балла по 7 предметам (обществознание, физика, химия, биология, литература, история, география), а доля неудовлетворительных результатов участников ЕГЭ, не набравших минимальное количество баллов, ниже результатов 2022 год на 0,8% и составила 3,1%.
В основной период ГИА по образовательным программам основного общего приняли участие 541 учащихся 9-х классов из 5-ти муниципальных общеобразовательных учреждений и частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского». Доля выпускников 9-х классов, получивших аттестат об основном общем образовании в основной период, увеличилась на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 92% (в 2021-2022 учебном году — 82,3% процента, в 2020-2021 учебном году- 87,2 процента). При этом наблюдается рост общей успеваемости по математике на 10,6% при сдаче государственной итоговой аттестации (2022-2023 учебный год — 93,3%, 2021–2022 учебный год -82,6%). Данные результаты ГИА выпускников 9-х и 11-х классов свидетельствуют о более высоких результатах итоговой аттестации в 2023 году в сравнении с результатами 2022 года.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в 2022 году составил 98,6%, что выше на 1,6% 2021 года. Также во всех учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, созданы необходимые условия и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, разработаны адаптированные дополнительные общеобразовательные программы. Данными программами охвачено 283 ребенка с ОВЗ, что составляет 97% от общего количества детей данной категории. Охватить всех детей с ОВЗ дополнительным образованием не предоставляется возможным, в связи с различной степенью тяжести заболеваний.
Ежегодно учащиеся школ города Югорска принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников и других конкурсах, демонстрируя высокий уровень подготовки. По итогам участия обучающихся в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году число призовых мест в период с 2021 года по 2023 год возросло с 3 до 6.
Обеспечено эффективное участие обучающихся в иных конкурсах федерального и регионального уровней:
- обучающийся Гимназии Шумков Павел стал призером 3 степени Международного форума «Шаг в будущее», лауреатом Российской научно — социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Голышев Самуил и Бельснер Дмитрий — победители и призер заключительного (регионального) этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-7-х классов;
- обучающиеся Гимназии Орлова Анастасия и Лесникова Эвелина, Меньщикова Евгения, Мокроносова Полина — победитель и призеры соответственно олимпиады по основам знаний о государственном (муниципальном) управлении, государственной (муниципальной) службе среди общеобразовательных организаций, расположенных на территории Югры;
- обучающаяся Гимназии Шафикова Маргарита — призер регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Байкова Анна и Щербакова Екатерина — победители регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских проектов;
- обучающаяся школы №5 Захарова Полина – победитель в номинации «Лучший видеоролик о бюджете» регионального конкурса по представлению бюджета для граждан в 2023 году;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Парфилова Дарья и Булатов Георгий – победитель и призер соответственно финального этапа XVIII Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг – «Финатлон для старшеклассников»;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Ермолаев Владислав и «Гимназия» Копытина Наталья — призеры регионального конкурса исследовательских работ «Югра. Экология. Таланты»;
- обучающиеся школы №5 Гресь Маргарита и «Средняя общеобразовательная школа № 6» Шевелева Полина — победители первой региональной конференции участников туристско — краеведческого движения «Отечество — Югорская земля»; Елизаров Валерий – призер;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Мезеушев Александр — победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Живая классика»;
- обучающиеся лицея им. Г.Ф. Атякшева Суднева Екатерина и Щербакова Екатерина — лауреаты конкурса «Василеостровские чтения. Новый формат» (Санкт-Петербург);
- обучающиеся Гимназии Сабиров Никита и Шумков Павел — победители Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям в номинации «Лучший инновационный проект» (г. Санкт Петербург);
- обучающиеся ДЮЦ «Прометей» Беляев Николай, Колгин Александр и Сотников Кирилл – победители в номинации «VR-приложение для визуализации объектов недвижимости» открытого межрегионального фестиваля VR/AR технологий (г. Воронеж);
- обучающиеся ДЮЦ «Прометей» Ялдиряков Андрей – призер в направлении «Разработка компьютерных игр «Детско-молодежного форума «Джуниор-IT» в рамках IT- форума;
- обучающиеся ДЮЦ «Прометей» Дмитрик Светлана и Горейко Дарья — призеры регионального этапа VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям;
- обучающаяся школы №6 Метель Ангелина, победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди учащихся 5-7 классов.
Обучающиеся города в 2022 году лауреаты премии Губернатора Югры в области патриотического и духовно-нравственного воспитания – Неткалов Руслан, обучающийся школы №2 и в области научно-технического творчества — Гладков Артемий, обучающийся ДЮЦ «Прометей».
11 обучающихся были охвачены образовательными программами и стажировками на базе образовательного центра «Сириус», в том числе в рамках сотрудничества с ООО «Газпром трансгаз Югорск» — 7 человек. 60 обучающихся школ и ДЮЦ «Прометей» приняли участие в Национальной технологической олимпиаде.
«Таким образом, в городе обеспечено эффективное использование ресурсов образовательных организаций для получения качественного образования всем категориям обучающихся и выстраивания индивидуальных траекторий их развития, что подтверждается активным и результативным участием школьников в различных образовательных проектах как регионального, так и федерального уровней», — сказала Татьяна Нерода.
Важно отметить, что кадровый педагогический состав муниципальной системы образования на протяжении нескольких лет остаётся стабильным и характеризуется достаточным профессиональным потенциалом. Общая численность педагогических работников в 2022-2023 учебном году составила 688 человек (2021 – 678 человек, 2020 — 655 человек), из них 70 % имеют высшую и первую квалификационные категории.
В год педагога и наставника развитие профессиональных компетенций педагогов позволило им получить высокую оценку на профессиональных конкурсах:
- воспитатель детского сада «Гусельки» Новикова Юлия — член Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ и победитель заочного этапа регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Педагог года Югры – 2023» в номинациях «Лучшая визитная карточка» и «Лучшее интернет портфолио»;
- педагог–психолог детского сада «Радуга» Лучникова Виктория – победитель Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде»;
- учитель биологии и химии школы №6 Чечкенева Людмила — победитель в номинации «Лучший педагог общеобразовательной организации» окружного конкурса на звание лучшего педагога в 2023 году;
- учитель биологии школы №2 Боярских Наталья — победитель регионального конкурса на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций ХМАО – Югры, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из средств федерального бюджета в 2023 году;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гимназии Маштакова Виктория – призер Всероссийского конкурса лучших практик наставничества;
- учитель русского языка и литературы Гимназии Климова Оксана — победитель регионального этапа и призер федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России 2023» в номинациях «Лучшее эссе» и «Лучший сайт»;
- учитель-логопед, учитель-дефектолог детского сада «Снегурочка» Киреева Наталья — победитель Всероссийского дистанционного конкурса профессионального мастерства «Учитель года России 2023» в номинации «Учитель дефектолог года» и призер в номинации «Лучшее эссе»;
- учитель русского языка и литературы школы №6 Кузнецова Ольга — победитель конкурса эссе «Молодой педагог — Наставник: путь к профессиональному росту просветительской Акции для молодых педагогов Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры «Вектор наставничества: от идеи до реализации» в 2023 году (номинация «Наставник»).
Наблюдается положительная динамика активности педагогических работников по их участию в региональных конкурсах профессионального мастерства:
- Детско-юношеский центр «Прометей» стал победителем в конкурсе лучших управленческих практик субъектов РФ и муниципальных образований в номинации «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей» с дополнительной общеобразовательной программой технической направленности «КвантОстров» и победитель регионального конкурса «Лучшая программа, реализуемая в организациях, осуществляющих досуг и занятость детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», также ДЮЦ стал победителем в региональном грантовом отборе Росмолодежи на проведение межрегионального фестиваля вертуальной и дополненной реальности;
- школе №5 присвоен статус инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства. Семьи и воспитания» по направлению «Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса»;
- школа №2 стала победителем в региональном грантовом отборе Российского движения детей и молодежи по организации выездных интерактивных выставок «Имя твое солдат». А комната Боевой Славы Центра патриотического воспитания «Доблесть» школы №2 — призер в тематическом направлении «Экспозиции, отражающие судебные дела по процессам о геноциде мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» федерального этапа Всероссийского фестиваля музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности».
«Подводя итоги работы в 2022 — 2023 учебном году можно заключить, что муниципальная система образования города Югорска функционирует и развивается в соответствии с трендами российского образования, обеспечивает доступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, равные возможности для получения качественного образования всех категорий детей с помощью ресурсов образовательных учреждений и социальных партнеров города», — сказала в заключении доклада Татьяна Нерода.
Управление внутренней политики и массовых коммуникаций