Учебник – на проверку!

Учебник – на проверку!

Экспертиза школьных учебников должна измениться

Необходимо тщательнее проводить экспертизу школьных учебников, уверены члены Российской академии наук. Они готовы, по словам ее вице-президента Алексея Хохлова, принимать активное участие в самой процедуре приемки школьных изданий.

Тема актуализировалась после того, как в феврале этого года члены научно-методического совета по учебникам при Минпросвещения России направили на дополнительную экспертизу 490 наименований книг, поступивших на рассмотрение совета.  Сегодня в образовательных стандартах не содержится конкретных требований к содержанию школьных учебников, поэтому определить, чем один учебник хуже, а другой лучше, практически невозможно. Министр просвещения Ольга Васильева отметила в одном из выступлений, что недопустимо, когда учебники по химии, физике, биологии и ряду других предметов заканчиваются изучением открытий 30-летней давности, а сам материал излагается с фактическими и орфографическими ошибками. Также министр назвала успешной советскую практику, когда авторские коллективы по разработке учебных пособий возглавляли известные ученые. Научное сообщество в числе прочих рекомендаций предложило Министерству просвещения выступать заказчиком экспертизы школьных учебников, чтобы исключить конфликт интересов. В настоящее время оценка учебников может проводиться и на деньги издательств. А как известно, кто платит – тот и музыку заказывает, поэтому эксперты выдают сплошь положительные отзывы. Также члены РАН рекомендовали анализировать предлагаемый составителями учебный материал не только на этапе готовой книги, но и осуществлять предварительную оценку авторской рукописи.

Допустимый  список
В основной части федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию, значится 842 издания. Около 30 % из них, по словам министра просвещения, не востребованы школами. На закупку заведомо ненужных книг расходуется около 10 млрд бюджетных рублей в год. «Экспертиза будет независимая, научная, и она будет ужесточена», — пообещала Ольга Васильева. Новый порядок проведения экспертизы учебников должен в ближайшее время появиться на сайте Министерства просвещения РФ. Мы решили узнать, по какому же принципу отбираются учебники для школ Югорска. Оказалось, что образовательные учреждения пополняют фонд учебной литературы ежегодно. Срок эксплуатации книг составляет пять лет, но он может быть и короче, если издание придет в негодность или на методическом объединении учителей-предметников будет принято решение о замене существующего пособия новым. Сводная заявка от всех школ города направляется в округ, который оплачивает закупку части учебников. Оставшуюся часть город заказывает за счет средств местного бюджета. «На 2018-2019 учебный год Югорском было закуплено 11 120 учебников, что обошлось бюджету города примерно в 4 млн рублей. Еще почти 3,5 тысячи учебников и 640 словарей прислал в школы Югорска округ», — рассказала методист Центра материально-технического и информационно-методического обеспечения управления образования Александра Лупяченко. 

Пример HTML-страницы

Век  цифры
На смену бумажным носителям информации постепенно приходят цифровые, а образовательные учреждения города все охотнее обращаются к электронным учебникам. Благо компьютер сегодня есть в каждом доме. В числе популярных интернет-ресурсов — проект «Школа цифрового века», открывающий доступ к электронным учебникам и методическим пособиям, и российская цифровая образовательная платформа LECTA, которая включает в себя свыше 500 учебников из федерального перечня в электронном виде. К сожалению, из 868 выделенных школьникам Югорска персональных кодов доступа к платформе LECTA в начале учебного года успели активировать только четвертую часть, после чего система неожиданно дала сбой. В конце марта откроется повторная процедура регистрации на портале, что позволит югорским школьникам вновь пользоваться электронной версией знакомых учебников. Но пока классический бумажный вариант  — в приоритете. «Сегодня предлагается много учебных комплексов, — рассуждает учитель русского языка и литературы гимназии Югорска Татьяна Басаргина. —  Когда я пыталась подобрать идеальный и искала в Интернете, наткнулась на хорошую фразу: «Нет  полноценных учебников. В любом комплексе — свои недостатки». Например, сегодня учащиеся гимназии осваивают русский язык по учебному комплексу Лодыженской. Он используется не первый год, является традиционным. Для удобства учащихся учебник в каждом классе разделен на две части. Есть справочный материал и памятки, словарик. Это плюсы. А вот по наполняемости учебника у педагогов возникают вопросы. В 5-6 классе упражнения для закрепления пройденного материала даны простые, ребята с ними справляются быстро, и учителю постоянно приходится что-то изобретать, дополнять. Строить на нем дифференцированное обучение нельзя. Особенно сложно приходится, когда работаешь с сильными детьми. К девятому классу дидактическая часть становится более насыщенной, разноуровневой. Еще один вопрос по иллюстрациям, сохранившимся здесь еще из классических советских учебников. Их хотелось бы заменить на более современные, поскольку некоторые изображенные реалии полувековой давности ребятам сложно объяснить. В работе, как и большинство педагогов, я пользуюсь сразу несколькими учебниками, беря утвержденный за теоретическую основу».
Местным властям важно обеспечить школы книгами и пособиями, педагоги настаивают на полноте подачи материала и его актуальности. А что при работе с учебником важно самим школьникам? Об этом я поинтересовалась у второклассника Максима. Все его учебники примерно одинаковые: размером с альбом, в мягкой картонной обложке и с яркими картинками внутри. «Мне важно, чтобы после каждой темы были проверочные страницы или задания, — признается ученик. —  Проходя их, ты сразу поймешь, что пропустил в теме, которую только что изучил, и можешь повторить». У школьников постарше взгляд на книгу свой – аналитический. «Самыми удачными изданиями считаю свои учебники по обществознанию и английскому языку, — поделился мнением ученик 7 класса Владимир. – В «Обществознании», например, помимо учебного материала дается интересная дополнительная информация из разных областей знаний. Текст, благодаря удобному шрифту, картинкам и выделению в небольшие абзацы, удобно читать. Приятная на ощупь обложка оформлена так, что сразу хочется познакомиться с содержанием параграфов. В учебнике по английскому языку нравится подача материала. Он оформлен современно, текст на странице печатного учебника напоминает интернет-страничку. Там, как и в Интернете, изображены интерактивные цветные кнопки с важной информацией, кажется, если их нажмешь, то перейдешь в другой раздел сайта. Это здорово – облегчает запоминание, и учиться становится веселей. Люблю, когда тексты учебников как-то согласуются с молодежной тематикой – LEGO, современные мультипликационные герои, СМСки. Но этого не хватает многим изданиям. Ведь об уравнениях из курса «Алгебры» тоже можно рассказывать интересно. Если бы в учебнике были сведения о важных открытиях в этой области, информация о том, как, например, уравнения помогают человеку, то даже самая сложная наука станет более занимательной».
Таковы мнения учащихся о качестве нынешних учебников. Хочется верить, что после планируемых изменений многие школьные книги станут ближе к ученическому идеалу, а значит – интереснее и полезнее.

Автор: Татьяна Дергачева

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии