В городе впервые прошел фестиваль «Югорская звонница». Участники разных возрастов из двенадцати благочиний Югорской епархии, а также опытные мастера колокольного звона из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга съехались в наш город, чтобы показать свои умения и обменяться опытом.
Оказывается, для того, чтобы стать участником фестиваля, совсем не обязательно официально работать звонарем при церкви. Достаточно просто любить колокола и практиковать игру на них. И это не просто мелодии. «В колокольном звоне есть божественный смысл, это голос храма, призывающий людей на службу и на молитву», — уверен звонарь Спасо-Преображенского храма Санкт-Петербургской епархии Николай Покрамович.
Такие разные звоны
Открыли программу фестиваля мастера-профессионалы. Разнообразие мелодий, нежные и звучные переливы – в программе сольные выступления и дуэты, исполненные на малой звоннице, которую установили на сцене и на колокольне храма. Прозвучал звон на Крестный ход, преображенский, златоустовский, северный, полиелейный звоны и даже колокольный вальс. «Существуют звоны традиционные, исторические, например, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря, Ростова Великого, — рассказывает старший звонарь Екатеринбургской епархии, протодиакон Дмитрий Бажанов. – Кроме того, сами звонари всегда привносят в звучание что-то свое. Поэтому одни и те же мелодии могут получить разное звучание. Сам я придерживаюсь классического трезвона уральской традиции».
Участниками «Югорской звонницы» стали не только взрослые, но и дети – учащиеся воскресных школ югорских благочиний. Самой юной из них, Маргарите Канне из Урая, всего десять лет, но она уже довольно уверенно исполняет трезвон, которым обычно призывают прихожан на службу. «Я учусь этому мастерству в храме Пресвятой Богородицы, — говорит девочка. – Начала совсем недавно, всего три месяца назад. Тренируюсь каждый день, хочу научиться праздничному звону. Я очень рада, что попала на фестиваль, надеюсь научиться чему-то новому у профессионалов».
Имена собственные
«Как называется самый большой колокол звонницы, который задает тон звучанию?» — спрашивает зрителей ведущий фестиваля, звонарь Кафедрального храма преподобного Сергия Радонежского Валерий Васильев. С помощью наводящих вопросов ответ найден: имя этому колоколу – благовестник. Второй по величине называется воскресник, такое название он получил оттого, что используется в воскресной службе. Третий – полиелейник. Колокола могут также носить имена, в зависимости от тембра и даже от своего характера, – например, Лебедь — с сильным, резким звучанием, Баран – с более вибрирующим, как бы «блеющим» голосом. Различают колокола и по месту отлива – Корсунский, Ростовский, Немчин.
Музыка ангелов
«Я верю, что на колокольне всегда присутствуют ангелы, которые руководят человеком, — говорит участник фестиваля из Югорска Сергей Таршин. – Настроение, состояние души обязательно передается через звон. Меня пригласили в храм на должность пономаря-звонаря всего полгода назад. Мы звоним не так часто – только в положенное время. Учебного класса, где можно было бы совершенствовать свое умение, у нас нет. Однако теперь, когда у нас появилась малая звонница, такая возможность будет. Мы планируем обучать колокольному звону всех желающих». Колокола дают настоящий простор для импровизации, утверждает участник фестиваля из поселка Приобье Эдуард Пикулев. «У нас нет профессионалов, звоним сами, как получится, — говорит он. – Когда в храме установили колокола, специалист обучил нас самым основным приемам, а все остальное – уже авторская музыка, которая рождается на ходу».
Звон лечит душу
В завершение фестивальной программы профессионалы преподали мастер-класс для начинающих. Попробовать свои силы на звоннице смогли все желающие. «Я в первый раз звонила в колокола, эмоции просто непередаваемые. Переживания такие, будто я отстояла в храме службу. Правильно говорят, что церковный звон душу лечит, — делится впечатлениями Лидия Зверева. – Музыка и рождается именно в этот момент, идет из самого сердца».