Дети с инвалидностью полноценно вливаются в учебный процесс
Такая интеграция стала возможной, благодаря модели межведомственного взаимодействия, разработанной в Югорске. О нововведениях минувшего учебного года шла речь на очередном заседании координационного совета по делам инвалидов.
Школы и детские сады заключили соглашения о сотрудничестве с учреждениями, предоставляющими услуги людям с ограниченными возможностями. В рамках такого взаимодействия было организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также консультирование педагогов по вопросам обучения детей, имеющих особенности развития. Немаловажное значение имеют мероприятия по формированию толерантного отношения детей к сверстникам, непохожим на них.
На базе лицея им. Г.Ф. Атякшева обеспечено дистанционное обучение детей-инвалидов, которым в прошлом учебном году воспользовались два ребенка. Мониторинг образовательных учреждений показал, что для 51 ребенка из 67, родители которых предоставили заключения с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, полностью созданы условия для обучения и воспитания. Еще для 16 детей условия созданы частично: причинами неисполнения рекомендаций стали отсутствие в штате учреждения учителей-дефектологов, логопедов, пелагогов-психологов, а также сенсорной комнаты и специальных учебников.
Была отмечена системная работа управления образования и образовательных учреждений в организации инклюзивного обучения и создании специальных условий для получения образования детьми-инвалидами, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детские сады посещает 51 ребенок, что составляет 75% от общего числа детей дошкольного возраста с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. 94 ребенка из 110 обучаются в общеобразовательных учреждениях, более половины детей с инвалидностью охвачены дополнительным образованием.
В числе приоритетных направлений на следующий год – работа с родителями детей, не посещающих школы и детские сады, сотрудничество с учреждениями культуры и спорта с целью реабилитационно-образовательного сопровождения детей. Также необходимо укомплектовать службы комплексного сопровождения детей, имеющих особенности развития, узкими специалистами, ассистентами и тьюторами.
Еще одна тема, которую озвучили на заседании – обеспечение санаторно-курортным лечением югорчан из числа льготных категорий. По словам директора филиала №4 Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре Галины Опанасенко, с начала этого года из федерального бюджета региональному отделению Фонда было направлено более 40 млн рублей на приобретение путевок и оплату проезда к месту лечения. Для льготников было закуплено более 1600 путевок. «Согласно квоты, на 2017 год нашему филиалу досталось 110 путевок, в том числе 42 – для детей-инвалидов, — отметила она. – Квота поступила на девять санаторно-курортных учреждений по различным профилям заболеваний. Льготникам Югорска выделили 20 путевок».
Анастасия Шмелева.