В ее руках и древо запоет

В ее руках и древо запоет

10 декабря Ханты-Мансийский автономный округ отметит 89-й день рождения

Главное в жизни — внутренние ощущения. В хрупком, уходящем в небытие мире коренного северянина все было от природы, гармонично и просто. Природная сдержанность и стойкость таежных людей — не выдумка, это особенный характер, воспитанный в таежной глуши, в суровости бескрайних снегов. Меняется уклад жизни северян — современные люди живут в комфорте и достатке, но их память хранит этот ген.

Людмила Петровна ВОЛКОВА – женщина из рода Вынгилевых (сосьвинских манси). Бережно хранит она воспоминания о старейшине рода,  дедушке мань Кирилл — «маленький» Кирилл, который умел играть на священном инструменте санквылтапе — «поющее дерево», о  его большом старом доме — яный кол, в деревне Верхнее Нильдино, где на праздники собирались многочисленные родственники,  проводились обряды, где до сих пор живет ее память. 
Людмила выросла в деревне Верхнее Нильдино Березовского района, в многодетной семье. В доме всегда было хлопотно, шумно, не очень сытно, но зато весело. Мама —  Дарья Степановна Самбиндалова, невысокая, молчаливая, работящая, как все женщины их рода, стала женой Петра Егоровича Вынгилева, рыбака, охотника, участника Великой Отечественной войны  и уже отца девяти детей. У Дарьи от первого брака тоже были две дочки, и в новой семье родились еще трое детей. Вот такая получилась команда – побольше, чем футбольная. 
В деревне большой семье не прожить без личного хозяйства и огорода. Были у родителей дом, огород, покосы, лошадь Мая – на ней ездили за продуктами и покупками в соседнюю деревню Кимкьясуй, привозили дрова. Маминой любимицей была корова Хорамаи, что значит красавица, поэтому были на столе молоко и сметана. Всей семьей заготавливали они сено в пойме реки Северная Сосьва. Родительское хозяйство было крепким, имелось все охотничье и рыбацкое снаряжение – ружья, сети, неводы, ловушки, петли, лодка с мотором и лодка-калданка. Лыжи, нарты, лодки отец делал сам.

Как и все в деревне, родители рыбачили и охотились. Зимой добывали дикого оленя, лося, белку, ловили петлями зайцев, осенью ставили слопцы на глухарей. Летом, на ближней речке Ясунт, ставили сети и морды, на озерах стреляли диких уток, ловили карасей. Когда отец заболел, мать сама ходила на охоту, добывала оленя, разделывала его, привозила на нартах домой, проверяла петли и ловушки, умела поставить сети. 
Дети, вернувшись из интерната после учебного года, помогали по хозяйству родителям. Все лето работали в огороде, на сенокосе. С туесками, которые мама плела из бересты, ходили на берег Сосьвы собирать смородину, на болото – клюкву,  на боры – бруснику. В пойме, как отступит вода, собирали дикий лук, переминали его с солью, укладывали плотно в банки, заливали растительным маслом и использовали весь год. Каждый из детей умел разжечь в лесу костер, смастерить удочку, поставить сети, построить навес из веток для ночевки, разделать и приготовить рыбу или птицу.
У народа, живущего в тесной близости и согласии с природой, много особенностей. Например, заготовка и разделка рыбы, приготовление блюд из нее. Людмила Петровна умеет это делать и подать на деревянном блюде так, как делала ее мать и бабушка. Наблюдать, как мансийка разделывает рыбу – все равно, что слушать песню. Этому она тоже учится с детства. «Нильсуп» — обычная щепка дерева, ею счищают чешую, затем острым ножом разрезают рыбу вдоль спины, голову разрубают, делают внутри тушки крестообразные надрезы, чтобы рыба лучше просохла, возле хвоста делают отверстие и выворачивают его внутрь, затем развешивают рыбу на шестах над костром. 
«Рыба — значительная часть пищевого рациона манси и ханты, — рассказывает Людмила Петровна, из нее варят суп, в  специальных коптильнях на шестах подсушивают, чтобы можно было ее сохранить – сделать запасы еды для себя и для собак. Из толстой налимьей кожи шьют обувь, из рыбьего жира получается замечательное угощение и лекарство. Есть и мансийские поверья, как всегда поучительные и занятные. Мать рассказывала предание о женщине с вязанкой дров. Случилось это давным-давно, на земле сосьвинских манси, на реке Лямин. В югорской тайге тогда еще водились огромные мамонты, и рыбы в реке тоже были огромными. Однажды женщина подошла к берегу, она несла на плечах большую вязанку дров и не увидела огромную щуку, притаившуюся в прибрежной осоке. Щука была очень голодная, она  открыла огромную пасть и проглотила ее. С тех пор есть в голове щуки косточка, которую манси так и называют – женщина с вязанкой дров».
Всю добычу — мясо, рыбу, шкуры, ягоды сдавали в специальный пункт приема дикоросов, на вырученные деньги покупали охотничьи припасы, продукты, одежду, школьные принадлежности. Родители умели все – выделывать шкуры, заготавливать впрок рыбу и мясо, ягоды. Мама шила для всей семьи платья и рубашки. Умела плести берестяную посуду, делать из оленьих жил нитки, печь хлеб в глиняной мансийской печке-мазанке. Детей не обучали традиционному мансийскому ремеслу специально, они учились сами, постепенно, изо дня в день, постигая с детства науку жизни. Мальчики учились ловить рыбу, ставить ловушки и капканы, девочки готовили еду, и конечно, все умели шить и украшать одежду.

Пример HTML-страницы

Вспоминаются Людмиле мамины уроки и старинные поверья: «В семье всегда все были заняты, а по вечерам любили слушать сказки и истории. Например о том, что раньше у лося — «яный уй» — было пять ног — «лайл». Лось бегал так быстро, что охотники-манси никак не могли его добыть, накормить мясом детей, сшить теплую одежду. Вот подошел он однажды к реке, попить студеной водички и напала на него щука. Наверное, хотела утащить лося или проглотить его, да только лось-то очень сильное животное, не поддался. Откусила она у него пятую ногу. Вот с тех пор и бегает лось на четырех ногах, уже не так быстро. А у щуки в голове появилась косточка – пятая нога — «атлайл».  
Девочки любили плести из разноцветного бисера нагрудные украшения пальсак и турлопс. Людмила с сестрой Мариной помогали расшивать узорами платья. Освоив начальные элементы мастерства, однажды устроили они с сестрой Маринкой соревнование – кто красивее сошьет платье. Конечно, победила любовь и дружба, и платья получились классные! Сама Людмила с детства была упорная и старательная. Свои первые бурки из шкуры с коровьих ног (коренные называют их лапами) сшила уже лет в четырнадцать. Естественно, с маминой помощью. Бурки получились красивые, прочные, носились долго, мех она сама подобрала разноцветный, узор выбрала «медвежьи ушки».

В 1987 году окончила Сосьвинскую школу-интернат, затем педагогическое училище в Ханты-Мансийске. Работать начала в Хулимсунтской школе организатором внеклассной работы. В Югорск Людмила Петровна приехала в сентябре 1998-го, работала педагогом дополнительного образования в школе №2. 13 лет учила ребятишек технологиям, в том числе и  основам традиционного искусства бисероплетения, некоторое время вела для детей-манси факультатив по обу­чению мансийскому языку. В настоящее время  она индивидуальный предприниматель, ежедневно создает свои маленькие произведения искусства, работает мастером ногтевого сервиса.
Людмила Волкова состоявшийся человек, сама устраивает свою жизнь, сама преодолевает невзгоды, создала семью, вырастила детей. Вот он – ген стойкости северного человека. Откуда берутся силы и вдохновение? Наверное, все из того же источника народных традиций. Сегодня коренные, так называют ханты и манси в округе, объединились в общественную организацию «Спасение Югры», ставшую городским отделением окружной Ассоциации. Организация пусть и не многочисленная, но дружная. Вместе они хранят те устои, что унаследовали от предков, щедро дарят свою культуру и традиции всем вокруг. На городских праздниках видят горожане женщин в цветастых платках, расшитых орнаментом и цветными лентами платьях, детей и совсем уж немногочисленных мужчин. Вместе они похожи на  небольшую стайку негромких, скромно оперенных северных птиц, без которых Югра – не Югра. 
«На летней площадке музея под открытым небом «Суеват пауль» работал этнографический лагерь, — вспоминает Людмила Петровна.  Директором лагеря была Альбина Петровна Багаева, а мы с Дарьей Беловой и Ниной Алчиной работали воспитателями. Наполняли жизнь современных ребятишек национальным колоритом — плели из бисера украшения, делали маленьких куколок — акань, разучили мансийскую  песню «Чай» на стихи Ювана Шесталова, все вместе учились танцевать мансийский танец «Сбор ягод», читали мансийские сказки и легенды, отгадывали загадки, играли в национальные игры».

Для любого человека сохранение своих национальных традиций — это поддержание огня в том костре, что согревает душу. Вот и Людмила Петровна решила научиться играть на музыкальном инструменте — санквылтапе, благо, что теперь играть на нем разрешается и женщинам. Изготовил его единственный в Ханты-Мансийском округе мастер, владеющий старинными технологиями —  Вадичупов Анатолий Васильевич. По форме санквылтап напоминает мансийскую лодку. Основу лодки он выдолбил из куска древесины кедра, затем закрыл ее доской с крестообразным отверстием-резонатором. На одном краю инструмента закрепил колковый механизм, вдоль корпуса натянул пять металлических струн. Раньше для струн использовались жилы оленя или лося. 
Не каждому удается извлечь, спрятанный внутри, нежный и звенящий голос санквылтапа. Эту науку упорно осваивает Людмила Волкова. В 2019 году состоялся у начинающего музыканта дебют  — играла на собственном юбилее, который организовали в городском музее. Сказать, что сильно волновалась, значит не сказать ничего. Но… она же сильная женщина-манси, она сама делает свою жизнь…  Взяла в руки инструмент теплый, легкий, хранящий космическую мансийскую тайну, уложила как ребенка на колени, легкой рукой  коснулась натянутых струн… И запело дерево, напомнив звук падающих льдинок, треск сухого кедра, скрип снега под полозом, песню северной метели. Каждый услышал в мелодии свое, почувствовал силу и нежность инструмента, уважение к нему исполнителя. 
Известна всем простая жизненная истина о доме, ребенке и  дереве. Построен уже дом и рожден ребенок, посажено дерево. Свое «священное» дерево  национального духа выращивает Людмила, о нем она заботится, о нем поет и его украшает. В его корнях находятся для нее новые силы, в его кроне  хранится самое дорогое, такое хрупкое и уязвимое в современном мире. Пусть растет оно среди себе подобных и пусть будет вечным этот лес.

Ольга Валинурова

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии