Фестиваль «Славянский хоровод» в первый день июля встречал гостей
Мероприятие традиционно состоялось в музее под открытым небом «Суеват пауль» и собрало участников со всего округа.
Со сцены всех собравшихся приветствовал начальник управления культуры администрации Югорска Наталья Нестерова. Она подчеркнула важность сохранения русских традиций, преемственности поколений и отметила благодарственными письмами самых активных участников и гостей праздника. Официальную часть сменил концерт с участием художественных коллективов из Югорска, Советского, Соликамска, Краснотурьинска и Пионерского. Украшением программы стал девичий дуэт «Баски» из Челябинска. Название этого коллектива – своеобразная отсылка к старославянскому понятию «баский», что значило красивый. Творческой особенностью коллектива является исполнение фольклорных произведений в старорусской манере, которой владели наши прабабушки.
В это время вокруг сцены уже начали работу многочисленные мастер-классы. Любителям рукоделия было на что посмотреть и чему поучиться. Все мы помним, как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» девушка Элиза ткала своим одиннадцати братьям рубашки из крапивы, чтобы избавить их от проклятья колдуньи. Оказывается, целебную и обережную силу этого колючего растения знали и наши предки — славяне, из ее волокон плели пояса и ткали рубахи. Обучиться приемам работы с крапивой и овладеть тонкостями этого процесса помогала всем желающим мастерица из Ханты-Мансийска Кристина Габи, которая возрождает забытый древнеславянский промысел. Организаторы фестиваля предусмотрели несколько мастер-классов, раскрывающих особенности изготовления защитных, обережных вещей и талисманов. Один из них — плетение браслета-оберега из шерстяных нитей. По той же технологии, но уже из веревок, постепенно выплетался гостями праздника большой пояс, который предназначался для защиты от напастей всех участников праздника. Тем, кто желал изготовить собственный поясок, показывала технику его плетения югорская рукодельница Анна Зайцева. «У каждого пояска было свое назначение и, как следствие, свой рисунок. Например, рыбки означали удачу, чайка – легкость, узор, где перемежались крестик и нолик, – мужское и женское начало. Пояс-талисман можно было носить и под одеждой, и поверх нее», — за работой рассказывает мастерица. Вологодское кружево, домотканые половички и циновки из травы, вышитые рубахи и куклы всех размеров, берестяная утварь и сувениры — пространство вокруг сцены пестрело обилием интересных экспонатов. Особый колорит празднику придавали национальные костюмы, в которых щеголяли многие гости «Славянского хоровода», и венки на головах участников. Украсить голову русскими косами можно было здесь же. Дети раскрашивали картинки по народным сюжетам, пускали мыльные пузыри, учились шагать на ходулях, проверяли меткость в ложечном тире, где следовало попасть ложкой в чугунок. Викторина «В гостях у Василисы Премудрой» определяла самых лучших знатоков фольклора, которые без труда находили недостающую половинку пословицы и с легкостью отгадывали загадки. Мужчины могли продемонстрировать свою удаль в конкурсе дровосеков. Оказалось, не так-то просто на время разрубить два деревянных чурбака на мелкие поленья. Однако Денис Буторин справился с заданием почти за две минуты. «Я жил в своем доме, поэтому колоть дрова умею с детства», — признался глава семьи.
Мальчишкам, которым также хотелось «поработать» инструментом, такую возможность предоставили гости из Атымьи — семья столяров-плотников Кузнецовых. Кстати, резной колодец, украшающий территорию музея «Суеват пауль» — их рук дело. Возле него в этот день выстраивалась очередь, чтобы сделать памятный снимок с коромыслом на плече.
Для любителей фотосессий были организованы еще несколько интерактивных экспозиций: «Девичья светелка», «Югорская кузня» с ажурными цветами, созданными руками югорских мастеров, «Стан косарей». Гости праздника угощались гречневой кашей и чаем, приготовленными на полевой кухне, раскупали угощения праздничных торговых лотков.
Ну, и какой же славянский праздник без обрядов! Считается, если человек на Ивана Купалу умылся водой, пропущенной через сито с пшеницей, то к нему придет здоровье и достаток, поэтому участие в этом таинстве приняли многие гости фестиваля.
«Наш музей занимается не только сохранением традиций тех народов, на чьей земле мы живем, но и русской культуры, — отметила директор Музея истории и этнографии Ольга Малоземова. — Фестиваль вырос из праздника Иваны Купалы, который музей организовал десять лет назад. С тех пор каждый год мы стараемся не снижать планку, привнося в мероприятие что-то новое. Недаром этот праздник вошел в число двухсот лучших мероприятий России. Со временем меняется содержание фестиваля и его оформление, но суть остается одна – русская традиция».
Татьяна Дергачева.