Первоклассники исполнили песни о войне
По словам ветеранов, именно песни придавали им силы в суровое военное время, укрепляли волю к победе, помогали работать, превозмогая усталость. С ними солдаты шли в бой, переживали все тяготы фронтовых будней.
Оживили песни военных лет и исполнили их для ветеранов в рамках акции-поздравления «А песни тоже воевали…» гимназисты-первоклассники из Клуба патриотического семейного чтения «Орленок», который действует на базе Центральной городской библиотеки под руководством Натальи Звягинцевой.
Юный возраст не помешал ребятам взять шефство над шестью участниками трудового фронта, проживающими в Югорске. Акция «А песни тоже воевали…» задумывалась с целью поздравить «подшефных» ветеранов. Большой интерес, вызванный концертом, стал причиной переноса мероприятия из школьных стен в музей, чтобы разместить всех желающих. Тем более, что все ребята класса занимаются в музейной студии и чувствуют себя среди экспонатов как дома. Мальчики в пилотках, девочки с голубыми платочками на плечах читали стихи, исполняли песни под аккордеон. Ветераны, родители и друзья дружно подпевали песням. Закончили выступление всеми любимой «Катюшей». А в заключение ребята сами провели экскурсию по залам музея. Так прошла первая акция Клуба патриотического семейного чтения «Орленок».
Потому что мы – орлята! Учитель начальных классов Светлана Киселева давно сотрудничает с библиотекой и музеем города Югорска, не только прививая своим ученикам любовь к чтению, но и вовлекая в краеведческую и воспитательно-патриотическую работу. В этом году на базе первого класса начала свою реализацию долгосрочная программа «Клуб патриотического семейного чтения «Орленок». Название клуба выбрали в соответствии с тематикой: «орленок» – собирательный символ детского патриотизма и героизма. Раз в месяц ребята собираются в детской библиотеке, обсуждают творчество авторов, которыми в детстве зачитывался любой советский школьник, анализируют поступки героев. На первом занятии ребята учились мастерить буденовки, чтобы почувствовать эпоху, которую описывают произведения Аркадия Гайдара. В феврале, после полугодовой совместной работы, детей торжественно посвятили в «орлята». На церемонии присутствовали их родители и воины, исполнявшие служебный долг за пределами Отечества. Первоклассники торжественно произнесли клятву, а ветераны боевых действий прикололи им значки с эмблемой клуба. У клуба, как и положено серьезному объединению, есть гимн — «Орлята» учатся летать». Дети уже разучили свой девиз: «Мы российские ребята, потому что мы — «орлята!» И пусть пока не все буквы получается выговаривать, главное – гордость за то, что ты делаешь. А дел у ребят много.
100 добрых дел. Как воспитать потребность в ребенке совершать хорошие дела? Психологи говорят, что, если действие повторить 20 раз, оно входит в привычку. На одном из занятий клуба ребята обратились к произведению «Тимур и его команда» и решили по примеру этого героя делать добрые дела. Класс поделили на звенья, и ребята без подсказок стали совершать хорошие поступки, соревнуясь, чье звено совершит их больше. Чтобы дела не остались незамеченными, их стали записывать в блокнот. За подготовку акции-поздравления «А песни тоже воевали…» наклейку-эмблему в свой блокнот приклеили все ученики. Это ли не мотивация?
Как символ детского героизма. Выбирая название для клуба, руководитель задалась вопросом: знают ли ребята это слово-символ и историю его появления. Выяснилось, что более половины респондентов с понятием «орленок» знакомы, а вот его первоначальный смысл – «юный герой», был известен лишь тем, чье детство пришлось на советское время. «Понятие «орленок» как символ детского героизма уходит корнями в пьесу Марка Даниэля «Зямка Копач», которая была представлена на сцене Театра Моссовета в 1936 году под названием «Хлопчек», – рассказала Наталья Звягинцева. — Сюжет спектакля повествует об эпохе Гражданской войны в Белоруссии. Городок заняли белополяки, и пятнадцатилетний сирота, ученик сапожника, а ныне красноармеец Зямка Копач попадает в тюрьму со своими однополчанами. Узнав, что их командиру Андрею Кудрявцеву грозит расстрел, Зямка обманывает охрану, убегает из тюрьмы и связывается с подпольем, которое отбивает Кудрявцева. В тюрьме Зямка сочиняет песню про орленка, которая в итоге становится гимном отряда. Автором ее слов считается поэт-песенник Яков Шведов. Но писателем-фантастом, сценаристом, членом Союза писателей России Леонидом Когановым было проведено исследование, доказавшее, что песню про орленка на языке идиш сочинил сам Марк Даниэль, когда спектакль еще назывался «Зямка Копач» и только начинал покорять зрителей на Украине. Позже Шведов перевел ее на русский и немного изменил концовку. Значит, сначала появилась песня про героя-орленка, а позже и всех юных героев стали называть «орлятами». Но откуда же к Даниэлю пришел этот образ? Почему не сокол, не коршун? После кропотливой исследовательской работы Коганов выяснил, что образ маленького бунтаря-«орленка» был навеян пушкинским «Узником». Помните: «Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой…». Своими изысканиями Наталья Витальевна поделилась с общественностью на Кирилло-Мефодиевских чтениях, а созданный при ее поддержке Клуб патриотического семейного чтения «Орленок» стал носить это гордое название, которое имеет такую интересную историю.
Татьяна Дергачева.