На модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства города нужны сотни миллионов рублей. Единственный возможный вариант решения вопроса муниципальная власть видит в заключении концессионного соглашения с частным инвестором. Плюсы и минусы передачи объектов ЖКХ в концессию мы обсудили с главой города Югорска Раисом Салаховым.
— Раис Закиевич, давайте сначала разберемся, что, собственно, такое концессия и чем она выгодна для обеих сторон?
— Концессия – это процесс модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства за счет средств привлеченного инвестора. К этому муниципалитеты обязывает Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. Суть концессионного соглашения заключается в том, что инвестор вкладывает средства в строительство новых котельных и в течение 10-15 лет полностью окупает свои вложения. Прибыль складывается в результате уменьшения затрат на электричество, газ, содержание штата, поскольку новые котельные будут полностью автоматизированы. При этом тариф остается тот же и увеличивается только вместе с ростом коммунальных платежей не больше, чем на 3 – 4 %. А город получает новые котельные, не вложив своих средств.
— Если это так выгодно, почему город сам не может провести модернизацию и зарабатывать на этом?
— Бюджет города предназначен для содержания бюджетной сферы: школ, детских садов, учреждений культуры, дорог и так далее. Лишних денег в нем нет и не будет. На модернизацию системы жилищно-коммунального комплекса нашего города требуется более миллиарда рублей. Кредит в таком объеме бюджету не дадут, кроме того, возвращать его с процентами было бы проблематично. Помимо всего прочего муниципалитетам запрещено брать кредиты в таких суммах. Округ тоже не готов выделить десятки миллиардов рублей для решения проблемы во всех муниципальных образованиях. А сегодня в 11 муниципалитетах Югры, в число которых входит и Югорск, — это острейшая проблема. Конечно, у нас ситуация не критическая, как в Советском районе или Нягани, тем не менее, затягивать с ее решением тоже нет времени.
— Не так давно мы наблюдали за тем, как были переданы в концессию объекты жилищно-коммунального хозяйства Советского района. Тем не менее, и сейчас ЖКХ там убыточное и проблемное.
— Не будем брать пример с Советского района. Пусть они сами разбираются, почему все так вышло. Мы не торопились с передачей наших объектов в концессию, поскольку хотели посмотреть примеры ее эффективного применения, изучить опыт других муниципальных образований. К сожалению, положительных примеров не так много и гарантий того, что у нас все будет отлично, дать никто не может. Но других вариантов на сегодняшний день нет и времени тоже. Процент износа городских котельных составляет 70%. В настоящее время изучаем опыт других субъектов РФ, ведем переговоры с несколькими компаниями, которые готовы прийти в Югорск и заключить концессионное соглашение.
— Есть ли среди представителей бизнеса Югорска желающие инвестировать в модернизацию ЖКХ?
— К сожалению, нет. Мы неоднократно обращались к нашим местным предпринимателям, говорили о том, что система жилищно-коммунального хозяйства — это довольно перспективное вложение денег. Магазинов, торговых центров в городе уже достаточно, а коммунальная сфера мало освоена. Пока предложений от наших предпринимателей нет. Несколько иногородних компаний заявили о своем желании принять участие в конкурсе и вложить средства в модернизацию котельных Югорска. Конкурс запланирован на январь 2017 года.
— С одной стороны модернизация – дело хорошее, с другой – без работы останется большое количество специалистов. Что будет с ними?
— Работа по модернизации котельных будет происходить поэтапно. Полагаю, что это займет несколько лет. Когда будет принято решение о вступлении в концессию, начнем заниматься трудоустройством работающих на котельных специалистов. Им будет предложено пройти переобучение для работы на модернизированных котельных. Повышение квалификации повлечет за собой повышение оплаты труда. На сегодняшний день уровень заработной платы в коммунальной системе один из самых низких и этот вопрос решать тоже нужно.
— Относительно рисков, что будет предпринято для их минимизации?
— Риски, конечно, есть. Тем не менее, постараемся сделать все, что бы свести их к минимуму. После того, как котельная будет построена, проверена, потребители — школы, детские сады, жилые дома — будут отключаться от старой котельной. При этом старая котельная не будет закрываться до тех пор, пока новая не заработает на полную мощность.
— Как быть с сетями, ведь их ветхость тоже ведет к большим теплопотерям и убыткам энергоснабжающих компаний?
— Это второй вопрос, для решения которого также необходимы значительные суммы. Пока же первоочередная задача – передать в концессию котельные и привести к положительному результату экономику МУП «Югорскэнергогаз». На протяжении ряда лет предприятие работает с убытками. Долги складываются, во-первых, из того, что для обогрева ветхого жилого фонда котельные предприятия работают с превышением мощности, которую никто не возмещает. Есть и другие статьи расходов, способствующие росту долгов. Получается, ежегодно 60-70 млн рублей убытков несет энергоснабжающее предприятие. И каждый год эта сумма накапливается. Решений здесь два: ветхие дома нужно скорее снести или утеплить. Понятно, что ремонтировать дома, подлежащие сносу не целесообразно. Но средств на то, чтобы снести весь ветхий фонд сразу, нет. В этом году мы, наконец, смогли добиться того, что округ выделил 71 млн рублей на покрытие убытков МУП «Югорскэнергогаз». Средства на аналогичные нужды были выделены 11 территориям. К примеру, Советскому району выделен 241 млн рублей. Таким образом, за 2016 год округ помог нам покрыть часть убытков предприятия. Решать вопрос по остальной сумме нам предстоит самостоятельно. Банкротить каждые три года организацию, как это делают советчане, мы не считаем правильным. Поэтому на сегодняшний день пришли к идее и выполнению требований закона — передать котельные в концессию. К тому же муниципалитеты к принятию этого решения постепенно подводит политика государства: жилищно-коммунальное хозяйство должно быть в частных руках.
— Чем же в таком случае объясняется решение администрации сделать «Югорскэнергогаз» муниципальным предприятием?
— До августа 2014 года «Югорскэнергогаз» был частной компанией, 50 процентов акций которой принадлежало ООО «Газпром трансгаз Югорск», 25% — ООО «Уралгазпром» и еще 25% — администрации города. ООО «Газпром трансгаз Югрорск» продало свою часть акций окружной компании ЮКЭК. В течение ряда лет ЮКЭК и ООО «Уралгазстрой» не вкладывались в развитие «Югорскэнергогаза» и в перспективе не планировали этого делать, несмотря на наши неоднократные обращения. В результате, чем больше работало энергоснабжающее предприятие, тем больше у него накапливалось убытков. Администрация города, имеющая лишь 25 процентов акций, не могла влиять на деятельность предприятия. Складывающаяся ситуация нас не устраивала: муниципалитет несет ответственность за теплоснабжение жителей, а рычагов воздействия у него нет. В итоге было создано муниципальное предприятие, 100 процентов акций которого принадлежит муниципалитету, и мы гарантируем его жизнедеятельность.
— В городе увеличивается количество управляющих компаний. По этому поводу у горожан есть вполне обоснованные опасения. Администрация города может каким-либо образом контролировать ситуацию, ведь жалуются граждане по привычке в муниципалитет?
— Государство подводит нас к тому, что жильцы должны сами управлять своим имуществом. Поэтому власть не имеет права вмешиваться во взаимоотношения жильцов и частной управляющей компании и не несет ответственности за работу последних. На сегодняшний день в городе действуют порядка 6 управляющих компаний. С одной стороны, конкуренция, это хорошо. С другой, — есть среди компаний такие, которые получают прибыль и не особо вкладываются в содержание домов, вводят в заблуждение жильцов. В результате появляются уголовные дела, растет количество обращений от недовольных граждан. Поэтому мы все больше склоняемся к тому, чтобы в следующем году взять под контроль одну из управляющих компаний и полностью отвечать за ее работу. Горожане останутся вправе сделать свой выбор относительно способа управления своим домом. Но они должны понимать, что за свой выбор и свою управляющую компанию они ответственны сами.
Алена Викторова.