Обман на расстоянии

Обман на расстоянии

За 9 месяцев 2020 года кибермошенники похитили почти 6,5 млрд рублей. Сообщения о дистанционных преступлениях появляются каждый день. Но, несмотря на обилие информации, граждане продолжают попадаться на уловки мошенников и переводить им свои деньги. Неутешительную статистику, самые распространенные способы обмана, а также базовые правила защиты от злоумышленников специалисты обсудили на окружной пресс-конференции, посвященной цифровой гигиене.

Цифры растут
   По статистике, в 2020 году от киберкраж пострадали более 7 тысяч жителей Югры, мошенникам удалось похитить больше полумиллиарда рублей. «В период пандемии был отмечен рост дистанционных преступлений. Объем платежей, совершенных через интернет в Тюменской области, ХМАО — Югре и ЯНАО увеличился за год более чем в шесть раз, — сообщил заместитель начальника отдела безопасности отделения Банка России по Тюменской области Алексей Нохрин. — По данным Банка России, за 9 месяцев 2020 года в результате несанкционированных операций со счетов граждан по стране похищено около 6,5 миллиардов рублей. Это на 40 % больше, чем за аналогичный период 2019 года».
   По словам заместителя начальника управления уголовного розыска УМВД России по ХМАО – Югре, полковника полиции Алексея Бородина, сегодня практически 40 % от всех зарегистрированных правонарушений составляют киберпреступления: «Наблюдается ежегодный прирост порядка 30 %. Прежде всего, это связано с развитием телекоммуникационных сетей, средств платежей и высокой анонимностью интернет-сервисов», — пояснил он.

Из должника в миллионеры
   Самый популярный сценарий обмана югорчан — звонки лжесотрудников банка, которые сообщают о якобы совершенной попытке перевода денежных средств либо заявке на кредит. Широко используется схема обмана при покупке и продаже товаров на таких интернет-площадках, как «Авито» и «Юла». Часто граждане верят сообщениям о выигрыше или легком заработке на бирже.
   Алексей Бородин рассказал еще об одной схеме мошенничества, которая в последнее время набирает обороты: «Граждане, насмотревшись роликов про инвестирование, в которых им предлагают легкий заработок, не понимая сути процесса, пытаются инвестировать, переводя средства на непонятные счета. Недавно к нам обратился гражданин с заявлением о похищении денег. Ему позвонили неизвестные и, представившись независимыми брокерами, предложили поучаствовать в торговле на заграничной бирже. Гражданин согласился, но для начала ввел немного – 1 тысячу рублей. Сумма стала ежедневно увеличиваться, и он даже смог обналичить  часть денег. Затем мужчина оформил кредит в 1 млн рублей и вложил эти деньги в аферу в надежде на баснословные доходы. Когда сумма на счете выросла до нескольких миллионов, он попытался вывести деньги, но сделать это ему не удалось. В итоге гражданин не получил доходов и не смог вернуть вложенные средства».
   «В последнее время преступники активно эксплуатируют коронавирусную тему, рассылая предложения по продаже лекарств и вакцин, — отметил Алексей Нохрин. — Люди переходят по ссылкам на зараженные либо фишинговые сайты, где вводят данные банковских карт. Основной инструмент мошенников, который используется в 80 % хищений, – социальная инженерия. Преступники прибегают к психологическим приемам, втягивают человека в разговор, входят в доверие, торопят и потом выманивают личные данные. Тут надо отметить, что вернуть деньги, похищенные таким путем, непросто, ведь человек сам сообщил все сведения о себе».

Как распознать обман
   Несмотря на все многообразие приемов и сценариев, вычислить мошенников можно. Банк России обращает внимание на 5 признаков, указывающих, что вы имеете дело с аферистом. Во-первых, звонок или сообщение поступили от незнакомца по его инициативе. Во-вторых, разговор касается перевода ваших денег на безо­пасный счет. В-третьих, собеседник «давит» на эмоции: испуг (карта заблокирована, счет скомпрометирован), нажива (быстрый доход, компенсация, выгодный кредит), сочувствие (помощь знакомому в ДТП, перевод больному).  Четвертый и самый очевидный признак – ваш собеседник пытается узнать данные банковской карты, личного кабинета или кода из смс-сообщения. И последнее: на вас давят, торопят, не дают времени подумать, перезвонить в банк прежде, чем принять решение.

Пример HTML-страницы

Раскрываются с трудом
   Кибермошенничество сейчас на слуху, информация о схемах, используемых преступниками, постоянно обновляется. Но почему-то количество пострадавших и суммы украденных средств только растут. «Одни хотят легких денег, другие стремятся обезопасить себя. Но зачастую люди проявляют банальную неосторожность и невнимательность», — считает Алексей Бородин.  И все-таки полицейским практически ежедневно удается раскрывать подобные преступления. «Мера наказания для злоумышленников не всегда адекватна совершенному деянию, — поясняет он. — И второй момент, способствующий распространению киберпреступности – анонимность в сети». Сложности добавляет и скорость, с которой развиваются телекоммуникационные сети.  Правоохранителям требуются все новые методы борьбы с дистанционными преступлениями. «Но мы учимся и нарабатываем практику», — отметил заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по ХМАО – Югре.

«Сотрудник банка» на проводе
   Чаще всего жителей Югорска обманывают при помощи уже известных схем, в частности звонков «сотрудника банка», который сообщает о подозрительных операциях, якобы происходящих со счетами собеседника. Чтобы их предотвратить, он просит сообщить данные карты или личного кабинета. «Есть еще один вид мошенничества – когда гражданина убеждают снять все деньги и положить их на безопасный счет. По сути, человек просто пополняет баланс продиктованного мошенниками телефона, — пояснил врио заместителя начальника отдела уголовного розыска ОМВД России по г. Югорску Александр Барышев. — Уже известны схемы киберпреступлений, связанных с покупками на сайтах «Авито», «Юла», «Дром». Сервис Bla-bla-car мошенники тоже активно используют. Пассажир бронирует поездку, водитель, в свою очередь, отправляет ему ссылку на оплату. Ссылка переводит на сайт, где нужно ввести данные карты. Пассажир заполняет форму, а затем с его счета списываются деньги. Чаще всего пострадавшими от дистанционных преступлений становятся женщины старше 40 лет. Преступники звонят преимущественно в рабочее время, когда человек занят. Люди просто не вникают в суть разговора, а преступники тем временем используют психологические приемы: они знают, как и что сказать, а что не нужно говорить. Раскрывать получается небольшую часть преступлений. В основном попадаются неопытные или не очень грамотные аферисты».

 

Обман на расстоянии

ЕСЛИ НЕ К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ

Алена Ласовская, и.о. директора-главного редактора «Югорского информационно-издательского центра»: 
— Одна из моих колонок, которые выходят в газете «Югорский вестник», была посвящена дистанционному мошенничеству. В том материале я предложила людям, которым больше не к кому обратиться за советом или помощью, звонить мне напрямую. Это нашло хороший отклик у наших читателей. В частности, обратилась 87-летняя югорчанка, которая живет здесь одна, ее родственники – в Екатеринбурге. Ей позвонили неизвестные и предложили приобрести лекарство, которое избавит ее от разных болезней. Звонок поступил в 9 утра, женщина не сориентировалась и перевела деньги за лекарство. Спустя некоторое время она начала подозревать, что это были мошенники. Попробовала перезвонить на номер телефона, с которого ей поступил звонок, но никто не ответил. Затем пришло смс-сообщение, что лекарство будет доставлено и что это какой-то медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии. Конечно, она очень переживала, не знала, что и думать, боялась к двери подходить: мало ли кто придет. По ее просьбе я позвонила на тот же номер, но он оказался заблокированным. Пыталась проверить информацию об этом центре и предложенном лекарстве в интернете – ничего не нашла. Но были сообщения, что это такая мошенническая схема. Мне удалось успокоить женщину, когда приедут ее родственники из Екатеринбурга, они примут меры, чтобы защитить ее от подобных случаев. 
Я подтверждаю свои слова: если у вас есть проблемы, обращайтесь, звоните,  поможем, чем сможем. Рабочий телефон: 7-41-55.

Автор: Евгения ЗИМА 

Обман на расстоянии

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии