Страховые организации обязуются повысить качество медицинской помощи, сопровождая пациентов на пути к выздоровлению. Помочь преодолеть препятствия на этом пути готовы специально обученные люди.
Когда одного врача мало
– Пациенты медицинских учреждений должны знать, что они не один на один со своими проблемами. Справиться со сложными ситуациями им помогут агенты страховых компаний, – сообщил в интервью нашей газете директор филиа-ла территориального фонда обязательного медицинского страхования ХМАО-Югры в городе Урае Максим Лукутин.
И действительно, кто из нас не сталкивался с подобными ситуациями, когда нет возможности достать заветный талончик, доктор почему-то не направляет на нужное обследование, прописанное лечение не дает эффекта и так далее. Для нашего города и, уверена, не только, эти проблемы весьма наболевшие.
– Население округа и Урая в частности не совсем четко знает свои права и обязанности, – уверен Максим Вячеславович. – У людей смутное представление о том, как работает система здравоохранения на сегодняшний день. Она изменилась с момента создания системы ОМС. Полис ОМС является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
И какова же ваша задача?
– Важно донести пациентам, какие права на бесплатную медицинскую помощь они имеют, в каком объеме она должна быть оказана и в какие сроки. Чтобы люди четко понимали, на что они могут рассчитывать и в то же время не было места завышенным ожиданиям. Всем известно, что больной человек очень чувствителен. Ему зачастую кажется, что у него болит сильнее, чем у кого-либо и, грубо говоря, мир должен вертеться вокруг него одного, — отмечает он, как практикующий врач, зная об этом не понаслышке.
В 2014 году по поручению президента Владимира Путина при формировании стратегии развития здравоохранения было заложено развитие института страховых представителей.
Президент рекомендовал вернуться к первоначальному замыслу о страховых медицинских компаниях, как о страховщиках, призванных обеспечивать соблюдение прав пациентов.
Не поможет первый,решит второй
Чтобы клиенты страховых компаний, они же пациенты, получили качественную и своевременную медицинскую помощь, агенты работают на трех у ровнях.
– Специалисты первого уровня консультируют по самым простым и распространенным вопросам, – поясняет Максим Лукутин. – Это могут быть, например, вопросы по записи к врачу, часам приема и так далее. То есть справочные.
Если же необходимо разобрать нарушение каких-то прав, то здесь потребуется специалист второго уровня – сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальную подготовку с последующей аттестацией и присвоением ему квалификации на базе вуза. Его задачами являются сопровождение и консультирование. Он окажет поддержку в таких ситуациях, как невозможность записи, несвоевременное оказание каких-либо обследований и прочее. К примеру, часто люди жалуются, что не могут попасть на УЗИ, КТ, МРТ и т.д. Между тем, по госгарантиям, их обязаны принять в течение двух недель.
Если необходима дополнительная консультация узкого специалиста, возникли какие-либо конфликтные ситуации между врачом и пациентом, то это уже сфера работы агента третьего уровня, – рассказывает Максим Вячеславович. — Это также специально обученный сотрудник страховой организации, но, плюс ко всему, имеющий высшее медицинское образование и являющийся экспертом качества медицинской помощи. В случае необходимости, страховой представитель третьего уровня организует экспертизу в момент нахождения пациента в стационаре, контролирует соблюдение его прав. При этом действия страхового представителя зависят от заболевания пациента, которого он сопровождает.
Что это значит?
– Иногда время работает не на пациента. В случае с онкологией, к примеру. Недаром в последних майских указах президент акцентировал внимание на особом сопровождении таких пациентов.
Если пациенту нужно срочно пройти обследование в другом городе, он может рассчитывать на помощь страхового поверенного?
– Конечно, страховые представители, при необходимости, оказывают содействие в получении направления в другие медицинские организации в пределах округа.
Как найти представителя?
– Можно позвонить в страховую медицинскую компанию, в которой застрахован пациент, по телефону, указанному на полисе ОМС, или обратиться в контакт-центр компании. Их координаты можно найти на официальных сайтах компаний либо информационных стендах, расположенных в лечебных учреждениях. Также можно лично подойти в страховую компанию и зарегистрировать свое обращение.
Кроме того, с февраля этого года страховые представители работают в каждой медицинской организации по графику. Важно отметить, что за консультацией к ним может обратиться любой застрахованный гражданин, без привязки к конкретной страховой компании и даже не имея при себе полиса.
Автор: Алена МОИСЕЕВА