Все популярнее становятся электросамокаты и другие так называемые средства индивидуальной мобильности. И не смолкают споры: по каким правилам им ездить? Как вести себя на проезжей части? Или это пешеходы и их место на тротуаре?

Все популярнее становятся электросамокаты и другие так называемые средства индивидуальной мобильности. И не смолкают споры: по каким правилам им ездить? Как вести себя на проезжей части? Или это пешеходы и их место на тротуаре?

«ПЕРЕПЕШЕХОД» ИЛИ «НЕДОВОДИТЕЛЬ»
Кажется, что сначала нужно решить главный вопрос: где им место? Автомобилисты от такого соседства на проезжей части категорически отказываются, им хватает велосипедистов. Пешеходы тоже почти хором заявляют: электросамокатчики слишком лихачат. Тротуар – территория безопасности, где не ждешь подвоха от сорвиголов, а тут нате, носятся как угорелые.

Электросамокатеры попали в «серую» зону ПДД, от Верховного суда им выдана чуть ли не индульгенция, которая прощает им чужие увечьи и пьяную езду. Высший судебный орган РФ считает, что все устройства, идентичные мопедам, по техническим характеристикам и степени опасности ему соответствующие, остаются просто средствами передвижения, пока их владельцев ГИБДД не обяжет получать права. До этого они остаются пешеходами, то есть место им на тротуарах. Оттуда их гонят обеспокоенные пешеходы, наезды с серьезными последствиями фиксируют повсеместно. Гонять с ветерком по проезжей части на самокатах с мотором тоже меньше не стали. Их сбивали, наезжали, цепляли автомобили.

В ситуацию решил вмешаться Совет по правам человека, чтобы урегулировать передвижение на средствах индивидуальной мобильности. Заодно достанется электровелосипедам, сегвеям, моноколесам и т.д. «Высокая скорость передвижения данных транспортных средств значительно увеличивает риски причинения вреда пешеходам и их имуществу, а отсутствие адекватного правового регулирования затрудняет возмещение вреда», – говорится в сообщении СПЧ. Его предложения касаются усовершенствования законодательства. Так, предлагается дополнить ПДД отдельной главой, в которой водителей таких транспортных средств обяжут спешиваться, если их движение создает опасность для пешеходов, скорость – ограничить, ввести обязательное страхование гражданской ответственности, для идентификации – установить номерные знаки. И одно из существенных предложений – отнести их к числу источников повышенной опасности – позволит штрафовать собственников этого транспорта за причинение вреда другим людям. Все предложения переданы в ГИБДД и минтранспорта, оба ведомства приступили к разработке единых правил для любителей такой «движимости».

«В настоящее время водитель электросамоката – это пешеход на колесах. К лицу, управляющему самокатом, предъявляются требования как к пешеходам. А значит передвижение на самокате должно осуществляться со скоростью людского потока по тротуарам. На дорогах общего пользования электросамокатов быть не должно. Нередки случаи, когда, двигаясь на средствах индивидуальной мобильности, человек позволяет себе совмещать статусы водителя и пешехода, то есть, когда удобно, передвигается по проезжей части, а после переезжает по пешеходному переходу, что категорически запрещено. Если столкнулись два пешехода – это не ДТП, но ответственность при причинении вреда здоровью или материальный ущерб могут быть установлены в суде», – комментирует инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г. Югорску Екатерина Николаева.

По мнению руководителя Союза пешеходов Владимира Соколова, владельцы средств индивидуальной мобильности, по сути, превращаются в привилегированных пешеходов, которые имеют право перемещаться по тротуарам на скорости до 20 с лишним километров в час. Что неприемлемо.

Есть идеальный выход из сложившейся ситуации, но он только в мечтах. В городах для таких ездоков нужно создавать свою инфраструктуру – велодорожки. Но вот в России никто их строить не будет, полно других хлопот.

УПАЛ, ОЧНУЛСЯ, ГИПС
Именно безопасность выходит на первый план, когда речь идет о средствах индивидуальной мобильности. Их выбор в магазинах растет с каждым годом, как и количество покупателей, готовых приобрести себе новую «игрушку» – это электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды.

В соцсетях можно увидеть видео и фото ДТП и аварий, столкновений и просто падений. Среди прочего и пьяная езда, и экстремальные гонки, несчастные случаи, опасные игры. В результате – переломы, сотрясения и более тяжелые последствия для здоровья. И пусть в Югорске за последние два года аварий с участием электротранспорта не было. Сообщений о нарушении ПДД лицами, управляющими ими, также не поступало. Однако в городскую больницу пациенты с травмами от падений с таких средств передвижения периодически попадают.

«Чем опасна скорость? У нас есть такое понятие, как тормозной путь. Чем быстрее движется человек или предмет, тем больше энергии он несет. И падение, столкновение на большой скорости будет вызывать больший урон. Вероятность переломов при таких повреждениях существенно вырастает, бывают сотрясение головного мозга, ушибы грудной клетки. Чаще всего врачам приходится сталкиваться с переломами костей предплечья: нижняя треть, верхняя треть с переломом плечевой кости», – рассказывает врач-травматолог Югорской городской больницы Илья Прутов.

НАЛОКОТНИК, НАКОЛЕННИК, ШЛЕМ
Конечно же, безопасность – дело рук самого человека, который принял решение купить себе такое средство передвижения, а уж риски в управлении любым из них есть. О них рассказывает Алексей Радзиевский – водитель со стажем. Кроме автомобиля и мотоцикла, он долгое время ездил на велосипеде, затем сменил его на электросамокат. Купил его три года назад, выбрал модель с небольшой максимальной скоростью. Ездит по городу в летнее время при хорошей погоде. «Катаюсь только по тротуарам с невысокой скоростью, потому что понимаю, что кроме меня еще есть пешеходы, которые не всегда могут услышать приближение электрического самоката. И это может стать сюрпризом для пешеходов, когда ты сзади «подкрадешься». Скорость у него по паспорту до 45 км в час, естественно, я так быстро не езжу, комфортно для него 15-20 км в час. Спокойно едешь и оцениваешь обстановку вокруг. Реагируешь на выезды детей на велосипедах или людей, внезапно решивших повернуть на тротуаре, – говорит он и предупреждает, что лучше не рисковать и пользоваться средствами защиты. – Вот есть гироскутер, такой транспорт должен идти в паре с налокотниками, наколенниками, шлемом. На самокате мы чувствуем поддержку, у нас есть руль, есть тормоза, мы можем в любой момент вывернуть или остановиться. На гироскутере такой возможности нет».

Кстати, во многих странах эксплуатация гироскутеров была запрещена и на дорогах, и на тротуарах – опасно. Падения с них могут приводить к тяжелым травмам с переломами.

Прогресс не стоит на месте, и прилавки магазинов каждый год пополняются новым транспортом. По словам владельцев одной из торговых точек Югорска, где уже не первый год продают велосипеды, сейчас спросом пользуются еще и электросамокаты. В связи с чем сюда и было решено заказать первую партию двухколесного транспорта. Продавцы не только рассказывают покупателям о технических характеристиках любого имеющегося здесь товара, но и предупреждают о возможных рисках. «Разгоняются до 25-30 км в час, это мощный ход, потому-то мы не только объясняем, как пользоваться самокатом, но и учим правилам безопасного поведения», – поделился продавец магазина спортивных товаров Кирилл Казаков.

ЕСЛИ НЕ ПДД, ТО ЧТО?
Самокат на тротуаре – гость незваный. Едва привыкли к роллерам, как новая напасть. Люди очень боятся любых быстродвижущихся объектов, чувство страха в комфортной для пешехода среде, где никто не движется стремглав и не представляет опасности, – нездоровое состояние. За такую угрозу отвечает тот, кто ее создает. Не нужно кричать пешеходу, чтобы он пропустил самокатчика, бешено звонить в звонок или использовать гудок. Он не обязан следить за тем, что происходит вокруг на его территории. Пусть хоть по телефону болтает, хоть переписывается в соцсетях. Он ожидает, что на тротуаре все движутся с такой же скоростью, что и он сам. От резких звуков, наоборот, может поступить совсем не так, как хочется самокатчику. Тогда столкновения неизбежны.

Пока не приняли других правил, вся ответственность держится на сознательности тех, кто пользуется электротранспортом, и на осторожности остальных. А еще – на элементарной этике.

 

Рост продаж средств индивидуальной мобильности отражается на показателях аварийности, есть данные прошлого года, которые весьма тревожны. Аналитики говорят о трехкратном превышении позапрошлогодних показателей. С их участием произошло 331 ДТП (+182,9 %), в которых погибли 6 (+50 %) и были ранены 347 (+184,4 %) человек.

ГИБДД и министерство транспорта приступили к разработке единых правил для средств индивидуальной мобильности.

 

Автор: Наталья КОРНЕЕВА








поделиться в социальных сетях
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тот самый.
Тот самый.
4 месяцев назад

Позиция конечно правильная. Но даже не буду далеко ходить. Возьмите единственную велодорожку в Югорске на Авалоне. И что? Думаете по ней пешеходы не ходят. Да там кого только нет. От просто пешеходов до молодых мам с колясками.

1
0
Оставьте свой комментарий!x
()
x