Курьезы и радости «гарнизонной» школы

Курьезы и радости «гарнизонной» школы

Школа в Югорске-2 отметила полувековой юбилей

Сегодня этого образовательного учреждения в официальных документах нет. Но «корабль знаний» под номером четыре на «корме» продолжает жить, благодаря нынешним педагогам и ученикам, а также воспоминаниям выпускников прошлых лет.

ГЛАВНОЕ — РЯДОМ
Знакомство с четвертой школой, которую местные жители раньше называли «лесной» или «гарнизонной», началось с доброжелательного «здравствуйте» на посту охраны. Это приветствие мы слышали потом от каждого педагога и ученика. Уютные коридоры, домашняя атмосфера, стены с фотографиями выпусков всех лет и иллюстрациями того, чем образовательное учреждение живет сегодня. Школа в Югорске-2 появилась 50 лет назад, хотя ее предыстория началась намного раньше. Еще в 1963 году два военно-строительных отряда неподалеку от маленькой железнодорожной станции «Мансийский» начали строительство взлетно-посадочной полосы. А 15 декабря 1968 года летчики одной из эскадрилий 763 истребительного авиационного полка заступили здесь на первое боевое дежурство. Позднее военный гарнизон получил название «Комсомольский-2». Военные приезжали к месту службы с семьями, назревала необходимость строительства школы. «Восьмилетка» появилась в небольшом северном гарнизоне в 1970 году. Ее руководителем была назначена Ефимия Захаровна Торопчина. Тогда же в военгородке открыли детский сад «Соколенок».
Вот как об этом времени вспоминает ветеран педагогического труда, учитель математики, в 1995-1999 годах руководившая четвертой школой, Татьяна Васильевна Пестова: «1 сентября 1970 года наша школа встретила своих первых 116 учеников. Ее появлению радовались и родители, и дети. И было чему! Школа светлая, теплая, а главное — рядом с домом. Правда, в восьмой класс пришли всего пятеро ребят, зато в первый – сразу двадцать человек. Грустно было смотреть на учащихся 9 и 10 классов, которым каждый день приходилось ездить на уроки в поселок Комсомольский. А какие тогда были морозы! А транспорт! А дороги! Река Эсс весной разливалась так, что нарядным выпускникам приходилось добираться на экзамены в грохочущем, пахнущем мазутом вездеходе геологов. Поэтому администрация школы и командование решили: в тесноте, да не в обиде. В 1976 году восьмилетка превратилась в «Комсомольскую среднюю общеобразовательную школу №3».

ОСОБАЯ  ЖИЗНЬ 
Школа в отдаленном гарнизоне была не совсем обычной, ведь жизнь ее тесно сплеталась с деятельностью военной части по соседству. Учитель химии и биологии Людмила Лаптева воспоминала такой случай. «Солнечный апрельский день. Я веду урок зоологии в 7 классе. И вдруг — грохот, стекла оконные дождем посыпались на головы моих учеников. У меня мелькнула страшная мысль: неужели разбился самолет? Но тут же с облегчением вспомнила: не может быть, ведь сегодня суббота — полетов нет. Однако детей все равно пришлось эвакуировать из здания. Страху мы натерпелись. Только потом узнали, что из-за халатности возник пожар, и стали рваться снаряды. Стекла в окна школы вставили на удивление быстро, и все пошло своим чередом».
Военнослужащие были не просто гостями, а своими людьми в школе. Между авиационными эскадрильями и технико-эксплуатационной частью полка всегда были соревнования за право целый год шефствовать над образовательным учреждением. Офицеры и солдаты срочной службы вместе с детьми, родителями и педагогами организовывали лекции, конкурсы, выставки, спортивные состязания и школьные вечера. Ученики ходили на экскурсии в казармы, посещали аэродром. Школа стала культурным центром, к которому тянулись многие. Постоянно действовал «Школьный родительский всеобуч». Ученики занимались в кружках по интересам — от «Кройки и шитья» и «Фотодела» до «Фигурного катания». Душой детского коллектива в те годы была старшая пионервожатая Маргарита Крылова. Это она ходила в лесные походы с ребятами, готовила их к популярной тогда Зарнице, вместе с детьми вела переписку с летчиком Александром Покрышкиным, чье имя носила школьная дружина. 

Пример HTML-страницы

ЗНАКОВАЯ  ЛИЧНОСТЬ
Легендой четвертой школы стала Роза Ивановна Ситало, проработавшая здесь 20 лет: сначала учителем русского языка и литературы, а с 1981 по 1992 годы директором. Умение принять единственно верное решение в сложной ситуации, целеустремленность, профессиональная эрудиция, тактичность позволили ей заслужить признание коллег, родителей и обучающихся. Ее дочь Оксана Булдакова, сегодня заместитель начальника городского управления образования, а в 1977 году — выпускница четвертой школы, рассказывает об этом так: «Папа, будучи военным, был переведен в гарнизон из Перми в 1971 году, и 1 сентября я пришла в эту школу в пятый класс. 1 октября того же года работать здесь учителем русского языка и литературы начала моя мама Роза Ивановна. Это был ее первый педагогический опыт. Но в новой профессии она освоилась быстро и всегда говорила: «Мне в школе – радостно». С этим посылом мама шла на работу, поэтому, думаю, ее уважали коллеги, родители и ребята. Уже на пенсии, выходя, например, в магазин, она постоянно встречала своих повзрослевших учеников или их родителей, которые подходили, справлялись о делах и здоровье, благодарили». О годах, отданных Розой Ивановной Ситало четвертой школе, говорит памятная табличка на фасаде здания. Оксана Александровна признается, что испытывает душевный трепет, снова оказываясь в родных школьных стенах. «Накатывают воспоминания, — делится она. – Школа была нашим вторым домом. Отучившись, мы шли домой, обедали и вечером снова возвращались сюда на кружки, репетиции и секции, где рядом с нами опять были наши учителя. Школа стала местом, куда, как к себе домой, приходили родители и дети». 

С  ПОПРАВКОЙ  НА  ВРЕМЯ
1 апреля 1999 года на пост директора четвертой школы заступил ныне председательствующий в Думе Югорска Вячеслав Климин. «Встречаясь с педагогами и старшеклассниками, часто вспоминаем тот факт, что меня назначили на должность в День смеха. С этой датой связан еще один забавный случай, — рассказывает он. — В первый день на посту директора я осваивался на новом мете, перебирал бумаги. Заходит ко мне в кабинет учитель физкультуры, и, помявшись немного у дверей, уходит. Так повторяется несколько раз, после чего я не выдерживаю и спрашиваю: «Вы что-то хотели?» «Я лыжи вам принесла. И ботинки», — отвечает она. Наблюдая мое недоумение, учитель понимает, что здесь что-то не так, извиняется и убегает. А я, услышав, как в коридоре под чей-то хохот падают лыжи, вспоминаю, что однажды в разговоре признался коллеге из четвертой школы, что до смерти не люблю лыжные прогулки. Так вот, он в шутку и посоветовал коллективу принести мне лыжи, чтобы выразить свое признание и уважение». Именно при Вячеславе Анатольевиче к школе был присоединен детский сад «Соколенок», и на территории Югорска-2 появилась «Средняя общеобразовательная школа №4» с дошкольными группами. Эксперимент с объединением оказался удачным и сегодня тиражируется в городе и округе. «Эта школа сама по себе – интересное явление, — отмечает бывший директор. — С одной стороны – это семейственность. Мы знали всех своих 300 учеников и их родителей. В классах максимум – по 20 ребят, поэтому скрыться за спиной товарищей, когда учитель спрашивает домашнее задание, было практически нереально. С другой стороны – очень высокий уровень развития нравственной, воспитательной работы. Когда я пришел работать, некая аура гарнизонной сплоченности и коллективизма ощущалась. Вся школа маршировала».
Именно эта семейная атмосфера притягивала в школу детей и педагогов. Например, Ирина Иванова в 1989 году закончила десятилетку в гарнизоне, а спустя два года, отучившись в Тюменском педагогическом училище, вернулась сюда учителем начальных классов. Ее коллега Галина Туманова пришла работать в четвертую школу 20 лет назад по воле случая (не хватало учителя начальных классов) и с тех пор не представляет своей жизни без знакомых лиц педагогов и любимых учеников. «Когда мы приезжаем на городские мероприятия, люди со стороны говорят, что наши ученики более воспитаны. А все оттого, что школа впитала дисциплину военного городка, в котором была открыта. Ребята понимают, что если они набезобразничают, то об этом в маленькой школе непременно узнают все. Оттого и ответственности больше. Конечно, за учебный год устаешь и ждешь летнего отпуска как манны небесной. А в августе уже начинаешь скучать по ученикам, коллегам и считать дни до 1 сентября», — делится Галина Алексеевна. Маленькая, уютная, затерявшаяся в глуши таежных лесов, эта школа стала ступенькой в жизнь для многих югорчан. К сожалению, то, что в конце 90-х годов авиационный полк расформировали, а военные стали покидать гарнизон, сказалось на численности учащихся. Сегодня в стенах образовательного учреждения, уже четыре года объединенного с пятой школой, силами 12 педагогов обучаются 86 ребят. Но учреждение по-прежнему живет, продолжая воспитывать таланты.

На фото: На фото директор четвертой школы Роза Ситало (в среднем ряду пятая слева) с выпускниками 1987 года, родителями и педагогами.

Автор: Татьяна ДЕРГАЧЕВА

Курьезы и радости «гарнизонной» школы

Учитель начальных классов Галина Туманова работает в «гарнизонной» школе уже 20 лет и не представляет своей жизни без любимых учеников. 

Курьезы и радости «гарнизонной» школы

В 2018 году память о заслуженном учителе РФ Розе Ивановне Ситало, посвятившей педагогике 40 лет, увековечили в Югорске-2 мемориальной доской, которую установили на фасаде здания школы №4.

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии