Куклы – моя работа

Куклы – моя работа

Юбилей отметила югорчанка Нина Титова

Так совпало, что круглая дата Нины Егоровны Титовой – режиссера детского образцового театра кукол «Чародеи», постановщика спектаклей крох-театра «Зернышко», а с 2018 года и заслуженного деятеля культуры Югры пришлась на Год театра. 

На край света 
С поселком Комсомольский она, уроженка города Соликамска Пермского края, познакомилась, выйдя замуж за местного парня. После школы Нина закончила лесозаготовительный техникум по специальности плановик-экономист. По распределению попала на работу в Ленинградскую область, но почти сразу познакомилась со своим будущим супругом. В 1979 году состоялась свадьба, после которой таежный поселок стал родным для Нины Егоровны, ведь именно здесь на свет появились ее сын и дочь, и именно здесь она обрела дело своей жизни. Это случилось не сразу. Сначала она работала по специальности – бухгалтером в леспромхозе. Затем какое-то время трудилась воспитателем в детском саду, пока, чтобы не потерять квалификацию, не устроилась в местный дом культуры «Дружба» на правах главного бухгалтера. Вот тут-то все и началось…

Увлечение, ставшее профессией
В промежутках между отчетами главбух участвовала в мероприятиях, организуемых домом культуры. «Еще в садике я начала изготавливать кукол своими руками, — вспоминает Нина Титова. — А творческая среда в «Дружбе» усилила это мое увлечение. Директором тогда у нас была Лидия Ивановна Петренко, которая сама в молодости занималась кук­лами. Она так интересно рассказывала о них, что мне непременно захотелось создавать кукол самой». Из бухгалтерии Нина Егоровна перешла заведующей в учреждение культуры «Лангал», где параллельно занималась куклами. В 1997 году «Лангал» обрел самостоятельность, поэтому Нина Титова вернулась в «Дружбу» уже руководителем кукольного театра. Этот год считается моментом основания коллектива «Чародеи».
Появлялись первые кукольные персонажи, эскизы которых давно зрели в голове, рождались новые спектакли, а руководитель с куклой в руках ходила по школам и детским садам, приглашая детей на театральные занятия. Номера с участием самодельных героев вошли в программу городских творческих конкурсов. А в 2000 году Нина Егоровна решила заявиться на областной фестиваль самодеятельных кукольных театров «Балаган Петрушки». «Мы повезли в Тюмень спектакль «Трамвай-траливай» и, неожиданно для себя, получили диплом первой степени», — вспоминает она. На тот момент для коллектива и режиссера было важно понять, в правильном ли направлении они движутся, поскольку набираться опыта и учиться было не у кого. Значимым подспорьем для начинающих театралов являлись небольшие спектакли и концертные номера театра кукол Образцова, демонстрируемые по телевизору. «Я подсознательно пыталась развиваться в том же направлении. Даже сделала такую же куклу — знаменитого Конферансье. Конкурс показал, что все наши старания были не напрасны и придал уверенности», — отмечает Нина Егоровна. Через год «Чародеи» на этом же фестивале с кукольным спектаклем «Волшебная лампа Аладдина» взяли Гран-при. К тому же, участие в конкурсе свело режиссера из Югорска с кукольниками из областной столицы – Сергеем и Ириной Кузиными, позволило больше узнать об изготовлении персонажей, пройтись по цехам Тюменского театра кукол. «В процессе знакомства выяснила, что в городе действует филиал Московской академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. К тому моменту я уже окончательно определилась со сменой профессии и решила пройти курсы». 

Пример HTML-страницы

Муки творчества
За 22 года существования коллектива Нины Титовой «Чародеи» через него прошли 536 ребят. Было сыграно 493 спектакля, которые увидели 54 308 зрителей. Коллектив посетил все уголки Югры, был отмечен дипломами разных степеней почти на 40 окружных и всероссийских конкурсах. И сегодня сюда приходят ребята всех возрастов, которые грезят театральной карьерой. «Списочный состав «Чародеев» – 27 человек от 7 до 17 лет. Хотя коллектив – это живой организм, где все время что-то меняется. Пробуют себя многие, а остаются лишь те, кого не отпугнула рутина репетиционного процесса. Костяк коллектива в настоящее время составляют 18 детей. Не каждый из моих воспитанников озвучивает куклу, но, привыкая выходить на сцену, каждый ребенок становится более раскрепощенным. Театр – он раскрывает. Для жизни, когда нужно уметь выступать перед публикой – это очень полезно, — отмечает режиссер. — Среди выпускников коллектива «Чародеи» двое выбрали для себя театральные профессии: один учится на артиста театра кукол, второй поступил в московский институт кинематографии. Остальные воспитанники, окончив школу, свою жизнь с театром не связали, но в период студенчества активно участвовали в КВН. И сейчас вижу среди моих ребят тех, кто мечтает посвятить себя очень непредсказуемой актерской профессии. Переживаю за них. Хочется, чтобы все у ребят получилось, и не сломались они после первой неудачи».
В репертуаре «Чародеев» около двух десятков постановок. «Сложность детского театра заключается в том, что ребята вырастают и уходят, поэтому «положить спектакль на полку» года на 2-3, а потом быстро восстановить – не получается. Режиссерская работа начинается заново. А хочется радовать зрителя не только имевшими успех постановками, но и новым материалом, — признается Нина Титова. — Единственное исключение – ярмарочный спектакль «Пет­рушка», который появился в 2005 году и живет у нас до сих пор. Это — основа нашего театра кукол». Набор кукольных персонажей более постоянен, нежели актерский состав коллектива. Всего за годы работы Ниной Титовой и художником- бутафором Верой Айль изготовлено более 380 кукол. Кстати, рабочее место Нины Егоровны по этой причине больше напоминает творческую мастерскую: рядом со столом – швейная машина, кусочки ткани, баночки клея, краски, кисти. «Изготовление кукол – очень трудоемкий процесс. Хорошо, что у нас на протяжении многих лет есть художник-бутафор, который делает кукол для моих спектаклей. А в первое время все их приходилось делать самой». 

Маленькое «Зернышко» и большие роли 
В феврале 2019 года на базе центра культуры «Югра-презент» официально открылся крох-театр «Зернышко», представления которого рассчитаны на детей до 5 лет. Нина Егоровна уже поставила здесь шесть спектаклей, сейчас в очередной раз занимается подготовкой новогоднего представления для самых юных ценителей театра. «Все дети, независимо от возраста, – очень благодарные зрители. Когда у ребенка горят глаза, и он не хочет уходить после представления – это самая высокая похвала. Как сказал мне однажды один из маленьких зрителей: «Мне очень-очень-очень понравилось», а это, поверьте, многого стоит».
Помимо режиссуры Нина Егоровна недавно сама дебютировала в качестве примы. Хотя выступать на сцене в главных ролях на новогодних мероприятиях и в детских театрализованных программах ей приходилось не раз, значительную роль в драматическом спектакле сыграла впервые. Режиссер Югорского художественного театра Лев Иванов предложил Нине Егоровне роль Эльзы в спектакле «Земля Эльзы», дебют которого состоялся весной 2018 года. «Я вначале подумала, что Лев Владимирович определит мне эпизодическую роль. Когда предложил главную – растерялась, но решила попробовать. Сложно оказалось пропускать материал через себя, поскольку режиссер требовал на репетициях полной отдачи. Помогало погрузиться в роль то, что героиня близка мне по характеру, и я знала многих людей с похожими на Эльзу судьбами», — вспоминает необычный эксперимент Нина Егоровна. К слову, спектакль был признан альтернативным жюри лучшим на «Театральной весне – 2018».
Главным своим увлечением Нина Титова называет театр. Даже дома занимается изготовлением кукол, обдумывает очередную пьесу для крох- театра или ищет новый материал для постановки в Интернете. На любимое рукоделие просто не остается времени. «Мечтаю, что когда-нибудь оно появится – это свободное время», — шутит она. Супруг за сорок лет привык к такому ритму жизни жены. Двое детей подарили Нине Егоровне троих внуков, которые вместе с родителями живут за пределами Югорска, но стараются почаще навещать свою активную и творческую бабушку.

Мама солдата
С детьми связан и один из самых тревожных периодов в жизни Нины Титовой. В 1999 году ее сына Дмитрия забрали в армию. В то время началась вторая Чеченская война, и парень попал в «горячую точку». «Все это было так жутко, — вспоминает Нина Егоровна. — Мы сидели около телевизора, следили за новостями, видели, как там стреляют. В некоторые семьи сыновья возвращались «грузом-200», и мы все одинаково боялись. Этот страх сплотил матерей Югорска, чьи сыновья на тот момент служили в «горячих точках». О тех тяжелых и страшных моментах Нина Титова до сих пор не может говорить без слез. «Наших 18-летних мальчишек отправляли на войну, давали в руки оружие и заставляли стрелять. Психика выдерживала не у всех. А представьте, что чувствовали здесь матери. Тогда еще реабилитационных центров толком не было. Не знаешь, куда обратиться со своей бедой. Вот мы и организовали комитет солдатских матерей. Наш председатель Валентина Александровна Николаева несколько раз ездила на Кавказ искать мальчишек по госпиталям. Потом в армии стало потише, хотя неуставные отношения есть и сейчас. От активной позиции комитет уже отошел, но если люди обращаются, а мы можем помочь, то всегда помогаем».
 
Плюс один 
О своем возрасте Нина Егоровна, как истинная женщина, вспоминать не любит, да и никак не вяжется число с этой моложавой и энергичной женщиной. «Когда было 20 лет, я думала: «Еще так много времени впереди!» А сейчас невероятным кажется, что столько лет уже пробежало, ведь будто вчера было 20, — комментирует она свой юбилей. — Пышных праздников не люблю. Для меня юбилей – это очередной день рождения, плюс еще один год – и все». Да и некогда режиссеру отвлекаться на именинные хлопоты: ее каждый день ждут юные театралы, в работе постановка предновогоднего представления в крох-театре «Зернышко», а старшим воспитанникам театральной студии дали возможность попробовать себя в режиссуре, и им теперь необходима поддержка наставницы. В общем, отвлекаться на юбилей у Нины Егоровны просто нет времени. Как писал американский сценарист Джозеф Манкевич: «Жизнь в театре — всего лишь один сезон, а сезон — это целая жизнь». 

На фото: Для режиссера Нины Титовой каждый самодельный персонаж ее театра «Чародеи» — не просто кукла, а герой со своей судьбой, чувствами и переживаниями.

Автор: Татьяна Дергачева

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии