Лучшие умы работают над возрождением гражданской авиации в России. Российская авиация стала одной из первых отраслей, оказавшихся под ударом из-за западных санкций. В условиях, когда воздушное пространство над Евросоюзом закрыто для наших самолетов, а продажа иностранных суден, лизинг, поставки запчастей и оборудования в Россию запрещены, отечественные авиакомпании перестраивают свои маршруты. Авангард инженерной мысли в свою очередь взял курс на импортозамещение аэрофлота.

Лучшие умы работают над возрождением гражданской авиации в России. Российская авиация стала одной из первых отраслей, оказавшихся под ударом из-за западных санкций. В условиях, когда воздушное пространство над Евросоюзом закрыто для наших самолетов, а продажа иностранных суден, лизинг, поставки запчастей и оборудования в Россию запрещены, отечественные авиакомпании перестраивают свои маршруты. Авангард инженерной мысли в свою очередь взял курс на импортозамещение аэрофлота.

Новые перспективы и возможности
Согласно статистике Минтранса, приведенной на портале Ассоциации Туроператоров, коммерческий парк пассажирских самолетов всех российских авиакомпаний составляет 1 101 единица. Доля воздушных суден зарубежного производства равняется 67,1 %, но на них приходится около 95 % пассажирооборота. В основном это самолеты «Аэробус» и «Боинг», по данным на конец 2021 года, у перевозчиков их насчитывалось 534. Большая часть из них взята в лизинг у иностранных компаний и с того момента, как те отозвали соглашения, находится под риском ареста на зарубежных аэродромах.
Самолетов отечественного производства насчитывается 157, из них 136 – это «Сухой Суперджет» (SSJ-100). Изначально этот доказавший свою эффективность лайнер создавался в сотрудничестве с западными компаниями: до недавнего времени двигатели и запчасти к нему поставлялись из-за рубежа. Сегодня в разработке у российских инженеров находится двигатель ПД-8, его сертификация намечена на 2023 год, после чего он заменит зарубежный агрегат. Тогда же должны пройти испытания новой модели самолета с максимальным импортозамещением компонентов и систем, сообщает РБК, производство этого воздушного судна в ближайшие годы планируют увеличить с 23-24 до 40 единиц в год.

Через 2-3 года полностью из российских комплектующих намерены выпускать еще один пассажирский лайнер – МС-21. На импортозамещение узлов и агрегатов для этой еще не вышедшей в серию машины выделено более 60 млрд рублей, передает газета «Коммерсантъ». В корпорации «Иркут» планируют начать со сборки четырех самолетов, за несколько лет производство МС-21 выйдет на уровень до 72 единиц в год. Также в Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входят крупные компании авиапрома, планируют нарастить выпуск самолета Ту-214. Малой серией его собирают на Казанском авиационном заводе имени Горбунова, имеющиеся в конструкции лайнера детали иностранного производства там обещают заменить отечественными в течение года.

Время еще есть
Как следует из обозначенных правительством страны планов, российская авиаотрасль, в 90-е годы почти полностью «пересевшая» на «Аэробусы» и «Боинги», сейчас максимально ориентирована на импортозамещение. Замена иностранных лайнеров отечественными самолетами – вопрос времени, а оно у российских авиастроителей пока есть, считает ряд экспертов. Западные санкции еще не успели проявиться в полной мере, отметил исполнительный директор отраслевого информационно-аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, подчеркнув в материале СМИ, что заделов иностранных комплектующих и запчастей у корпораций достаточно, чтобы в нынешних условиях продолжить сборку самолетов и их техническое обслуживание.
По поводу возможных изменений в работе, продиктованных санкциями, редакция «ЮВ» направила официальные запросы в авиакомпании «ЮТэйр» и «Газпром авиа», чьи самолеты приземляются в аэропорту Советском. Ответов пока не поступило, в аэропорту же нам сообщили, что действие санкций в настоящий момент не ощущается. «Расписание рейсов осталось прежним, осуществляются они теми же воздушными суднами, что и раньше. «Аэробусы» и «Боинги» к нам не летают, наш аэропорт – регионального значения и принимает самолеты вместимостью до 100 пассажиров: ATR 72 производства франко-итальянского концерна и отечественный «Сухой Суперджет», – прокомментировал заместитель директора авиапредприятия по производству Сергей Ветошкин.

На чем летаем и куда
Пассажиров из Тюмени, Белоярского, Екатеринбурга до Советского и в обратных направлениях доставляет ATR 72 – осуществляет данные перевозки воздушным судном компания «ЮТэйр». С начала мая по заказу ООО «Газпром трансгаз Югорск» чартерные рейсы сообщением Надым – Советский, Советский – Сочи, Сочи – Советский организует «Газпром авиа» – с этой целью на службе у последней находятся самолеты модели «Сухой Суперджет». Планируется, что лайнер этого же типа с середины июня будет совершать полеты из Советского в Санкт-Петербург и обратно – как и в прошлом году, его пустит авиакомпания «Северсталь».

На имеющихся лайнерах перевозки внутри страны продолжают осуществлять, а по ряду направлений будут наращивать и другие российские авиакомпании. Что касается международных рейсов, то, в соответствии с рекомендациями Росавиации, из-за риска ареста самолетов, находящихся на балансе иностранных лизинговых компаний, почти все перевозчики в начале марта были вынуждены временно приостановить их. Спустя месяц в связи с отменой распространяющихся из-за коронавируса на регулярные и чартерные полеты ограничений правительством было объявлено о возобновлении авиасообщения с 52 странами. Вошли в этот перечень Индия, Китай, Аргентина, Куба, ОАЭ, Турция, ЮАР, Южная Корея, страны Центральной Азии и еще ряд государств. В качестве пунктов назначения они стали появляться в расписании рейсов различных авиакомпаний. До большинства стран Евросоюза же добраться по воздуху россияне могут только с пересадками.

Автор: Татьяна Бебых

Фото: c1.staticflickr.com