Масштабным красочным действом пронесся III Всероссийский фестиваль любительских театров «Театральные встречи в Югре»
А вместе с ним в городе осталось приятное послевкусие, какое бывает от общения с близкими по духу людьми и от встречи с прекрасным. Впрочем, фестиваль полон и тем, и другим: ради встреч с единомышленниками и профессионалами увлеченные театром люди съезжаются с разных уголков страны.
Встреча с мифом. По одной древней легенде народов ханты и манси, когда-то над их селениями возвышалась на вершине горы золотая баба, даруя всем, кто к ней обращался за помощью, избавление от бед. Но, опасаясь за сохранность своего божества, вогулы спрятали его, и с тех пор никто не может найти идол. А тому, кто все-таки отыщет берегиню края, миф сулит неземное счастье. За ним-то и отправились в четырехдневное путешествие, согласно легенде фестиваля, театральные коллективы-участники.
Церемония открытия фестиваля в ЦК «Югра-презент» соответствовала стилистике северного мифа. Активисты общественной организации «Спасение Югры» провели обряд очищения с древним пожеланием «живите с небом», окутав центр культуры целебным дымом чаги. Рассказу ведущего о поверьях предков аккомпанировали санквылтап и варган в руках представителей коренных народов Севера. А почетных гостей вместе с аплодисментами зрителей приветствовали раскаты шаманского бубна. «Вы знаете, это счастье – встречаться здесь и сейчас с любительскими театрами, – подчеркнул возглавивший жюри фестиваля московский драматург и театральный критик Сергей Коробков. – Что главное в словосочетании «любительский театр»? Главное – это «любовь». Постановок любительских театров не просто ждут, их любят. Любят все – и те, кто выходит на сцену, и те, кто заполняет зрительные залы. Потому что театр рождает в человеке любовь, делает его лучше, учит жить. Так что живите с небом и живите с театром!» По установленному на «Театральных встречах» обычаю, трижды прозвеневшие в руках режиссеров творческих коллективов, членов жюри и официальных лиц колокольчики возвестили: фестиваль открыт.
Встреча с классикой. После торжественной церемонии открытия фестиваля свой спектакль по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» (по-другому, «Женитьба Бальзаминова») представил Ялуторовский народный театр. Зал был полон, хотя, казалось бы, и сюжет, и характеры персонажей, и взаимоотношения между ними известны – по прочитанной многими еще в школе пьесе или по знаменитому фильму с участием звезд советского кинематографа. Но, как это ни парадоксально, погружаясь в перипетии судеб героев, невольно задаешься вопросом: а что же будет дальше? – и смотреть спектакль с каждой минутой становится интереснее. Не потому ли, что герои его так знакомы и современны? Мишка Бальзаминов, мечтательный и простодушный, не способный «ни к службе, ни к чему». Матушка его, Павла Петровна, грезящая о том, чтоб поскорее устроить сына к богатой невесте. Сваха Акулина Гавриловна, плутовка, во всяком деле зрящая свою выгоду. Купчиха Белотелова, владелица большого капитала, живущая в скуке и лености. К слову, девичий дуэт, выразительно исполнивший по приказу помещицы «Андалузскую ночь», зал искупал в овациях. Как, впрочем, и всех актеров спектакля, после вышедших на поклон. Классика она на то и классика, что никогда не стареет. «Брать за основу спектаклей классические произведения – в традициях нашего театра. За всю свою более чем полувековую историю он не раз обращался к классике и пьесам А.Н. Островского, в частности, – рассказал режиссер Александр Игнатченко. – В театр пришло играть много молодежи. И чтобы этих молодых людей, воспитанных преимущественно на продукции телевидения и кино, приобщить к высокой культуре, решили ставить произведение классика».
Не менее сложная задача стояла и перед режиссером народного театра «Синяя птица» Ларисой Коршуновой, создавшей спектакль «Чайка» по одноименной пьесе Чехова. И вновь на сцену вышла целая плеяда героев, известных если не всем, то очень многим, самой своей жизнью, порождающей серьезные вопросы. Настолько ли крепка мечта, пусть даже самая заветная, не разобьется ли от столкновения с суровой, грубой реальностью? И стоит ли следовать ею, рискуя потерять все и всех? А любовь, пусть даже самая возвышенная, стоит ли того, чтобы быть несчастным?..
«Чайка» – один из восстановленных театром «Синяя птица» спектаклей. Впервые Лариса Коршунова поставила его девять лет назад. «В то время я проходила режиссерские курсы под руководством известного театрального деятеля Михаила Али-Хусейна, на которых мы как раз разбирали «Чайку». По мнению профессора, классические произведения поднимают мастерство и режиссера и актера на новую высоту. Так в итоге и произошло с нашим театральным коллективом, мы это поняли, когда работа над спектаклем была завершена, – говорит Лариса Владиславовна. – Конечно, сегодня «Чайку» мы играем в обновленном составе, все актеры и по возрасту, и по жизненному опыту, больше соответствуют своим ролям».
Кстати, об актерах. Они играли прекрасно. Известные югорскому зрителю по другим спектаклям коллектива Александр Скавыш в роли Сорина, в свои шестьдесят два торопящегося жить, Алексей Бельков – неуверенного в себе, одинокого Треплева, которому, напротив, кажется, что он «уже прожил на свете девяносто лет». Светлана Стерхова, чей актерский талант не раз был оценен на театральных фестивалях, сыграла в этот раз Машу, безнадежно влюбленную в Треплева. А сама Лариса Коршунова, с завидным постоянством отмечаемая наградами – то за актерское мастерство, то за режиссуру, а скорее, за все одновременно – перевоплотилась в самодовольную Аркадину. Прибавьте еще декорации, великолепные костюмы, музыку… Зал аплодировал стоя.
Встреча со старыми знакомыми. Наряду с творческим коллективом «Синей птицы» зрители встретились и с другими постоянными участниками театральных фестивалей. Яркие музыкальные спектакли «Муха-Цокотуха» и «Козявка», уже знакомые югорчанам по «Театральной весне», в исполнении образцовых театра кукол «Чародеи» и театра игры «Квинорд» вновь научили юных зрителей добру. Также известные зрителям, но отнюдь не наскучившие истории из разряда невероятного, рассказали актеры театр-студии центра «Норд» и народного самодеятельного театра «Версия».
Любимый горожанами Югорский художественный театр представил премьеру моноспектакля «Так говорил мой дед…» по пьесе «Леха…» молодого драматурга Юлии Поспеловой. Собственно, а кто такой этот Леха? А Леха (произносить с придыханием) — это «приемный» сын того самого деда, который рассказывает парню о своей жизни и своей любви к Любови Ивановне Кузнецовой. Тот самый дед, который встретил ее – любовь всей его жизни – через месяц или два после смерти жены, высунувшись из окна. Тот самый дед, который сорок лет отработал на заводе, но, когда гнал на своей «копейке», а рядом с ним сидела Любовь Ивановна Кузнецова, в нем просыпался внутренний спортсмен. Тот самый дед, который писал Любови то, что называл стихами, дарил ей гвоздики, стучался в ее дверь и сидел под ее балконом и любил говорить: «что с меня взять – только анализы»… Историю жизни деда и его поздней любви мы слышим вовсе не из уст Лехи, а из уст безымянной «приемной» внучки, по замыслу монопьесы, а в реальности — актрисы Татьяны Смирновой. Ее рассказ о простом человеке – трогательный, пронзительный, пробирающий до глубины души – перемежается в моноспектакле с выступлениями по радио Юрия Гагарина и его переговорами с Землей во время полета в космос. А что? Жизнь простого человека – это тоже полет. Между прошлым и будущим.
Не случаен и выбор места показа спектакля – Музей истории и этнографии. Свой рассказ героиня ведет в интерьере типичной советской квартиры, в окружении старых, забытых, доставшихся от деда вещей – грампластинки, очков в роговой оправе, стеклянной двухлитровой банки… Деда больше нет, но живут воспоминания о нем. В спектакле играет живая музыка: пианинные аккорды то наполняют комнату своими звуками, то раздаются на фоне монологов. Но когда смолкают радио и музыка, и героиня вновь с придыханием произносит: «Леха…», – в зале царит полная тишина. «А вне атмосферы тишины этот спектакль невозможно играть. Как невозможно в шумном помещении делиться сокровенным, – говорит актриса Татьяна Смирнова. – После спектакля мои друзья, знакомые, зрители подходили ко мне и просто обнимали. Молча. Для меня это лучшая награда, это значит, что наша постановка выстрелила, попала в самое сердце».
Встреча с новым. Премьеру спектакля представила на фестивале и молодежная студия Усть-Катавского народного театра. Постановка «Чердак», в которой заняты, преимущественно, молодые актеры, выводит на сцену подростковые проблемы. Когда кажется, что тебя никто не понимает: одна из героинь драмы Женька все время ссорится с матерью по пустякам и в конечном итоге убегает жить на чердак – место сборища подростков дома. Когда кажется, что ты не хочешь быть тем, кем ты есть: влюбившись во взрослого парня, Женька представляется ему в соцсетях своей более красивой, как считает она, подругой. Когда кажется, что ты не такой, как все, а взрослые – главные враги: друзья Сухарь, Руся и Светик придумывают акции протеста, недолюбливают учителей, грубят соседям, которые гонят их с чердака… Спектакль зрители приняли тепло, поддерживая актеров изрядными порциями аплодисментов. Для сидящих в зале школьников проблематика спектакля оказалась проста и понятна. Знакома она и самим актерам, даже более того, по общему их замечанию, в этой постановке они играют самих себя.
Наряду с Усть-Катавским творческим коллективом, впервые участвовал во Всероссийском фестивале народный театр «Аспект» из города Касимова. Поставленный по пьесе Евгения Гришковца «Осада» спектакль отличают две сюжетные линии. В первой – еще не пожилой ветеран зачем-то рассказывает юноше фронтовые байки времен какой-то войны и какой-то «последней осады». Во второй – трое древнегреческих воинов спорят, стоя под стенами крепости, как закончить утомительную, длящуюся месяцами, осаду: один из них предлагает военачальнику решить дело силой, перейдя в наступление, другой же, пацифист, убеждает вступить с противников в переговоры. И, кажется, что между двумя этими сюжетными линиями может быть общего? Кажется, помимо войны и осады – ничего. Но тут ветеран заговаривает о фронтовом товарище, который по просьбе старика очистил конюшни, перенаправив реку. А потом – о некоем чудаковатом деревенском мужике, который все камень на холм толкал, но никак не мог закатить. А потом военачальник у воина-пацифиста вдруг интересуется: а правда ли, что убить его можно только в пятку. Ничего не напоминает? Мифология в этом спектакле вообще каким-то странным, но гармоничным образом переплетается с историческими событиями, философские размышления героев – о времени, смерти, войне – с хохмой. Одним словом, спектакль неординарный. Под занавес в зале повисла молчаливая пауза. Зритель не понял? А, может, задумался? «В этом весь Гришковец, у него ничего не лежит на поверхности, – замечает режиссер спектакля Феликс Романов. – «Осада» – о стремлении человека к лучшему. Каждый из героев хочет этого достичь, но разными способами и по своему пониманию прогресса: ветеран воевал, чтобы хорошо стало жить, воин-пацифист по той же причине, призывает к миру. И это правильно: каждый человек должен стремиться к лучшему, в работе ли, во взаимоотношениях с людьми или творчестве. А если не будет – остановится в развитии».
Встреча с мастерами. Традиционно на фестивале театральные коллективы не только представляют свое творчество, но и проходят своеобразные курсы повышения квалификации. Вместе с ними члены жюри разбирают конкурсные спектакли и проводят для них мастер-классы. Свои занятия с участниками фестиваля режиссер, актриса, драматург и киносценарист Татьяна Уфимцева посвятила мастерству актера и работе режиссера над инсценировкой литературного произведения. А председатель жюри Сергей Коробков прочел лекцию о тенденциях развития современного театра. К слову, последний, как стало известно на лекции, уходит своими истоками в 1898 год, когда Станиславский и Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр, и на смену «хорошо сделанных» пьес пришла так называемая «новая драма» с ее атмосферностью, подтекстом и вниманием к внутреннему миру человека. Сегодня, правда, театральное искусство меняется с точностью до наоборот: человек исчезает из поля зрения режиссеров, становится важной художественная структура. «Представьте, я сейчас встаю и ухожу, но вы не следуете за мной, а остаетесь смотреть на стул, сидя на котором я читал лекцию. То же самое сейчас происходит в театре, – обращаясь к слушателям, сказал Сергей Коробков. – Большое влияние на развитие театрального искусства оказывает массовая культура: театру драматическому она противопоставляет театр развлекательный, нацеленный, прежде всего, на коммерческий успех, а не на вдумчивое зрительское размышление».
На лекции Сергей Коробков коснулся темы различий между любительским и профессиональным театрами. «А их нет, – подчеркнул эксперт. – Тот же Московский Художественный театр, если вспомнить, сложился как бы из двух крыльев: за Немировичем-Данченко пришли профессиональные актеры, а Станиславский привел любителей. Театр – это строительство, если изо дня в день он строится, т.е. когда сегодня мы замечательно сыграли один спектакль, а завтра начнется работа над другим, и неважно кто мы: профессиональные артисты или актеры-любители, значит этот театр настоящий».
ПОБЕДИТЕЛИ
Так или иначе приблизиться к золотому божеству удалось всем участникам «Театральных встреч в Югре-2016». Без диплома не остался ни один театральный коллектив. Но даже среди любимчиков берегини края, даровавшей им свое благословение, жюри следовало определить самых-самых. Среди постановок для детей высокую награду взяла «Козявка», исполненная на сцене образцовым театром игры «Квинорд» (г. Советский). Победителей в другой номинации «Лучший спектакль для взрослых» – трое: театр-студия «Норд», Югорский художественный театр (г. Югорск) и творческий коллектив «Синей птицы» (г. Урай).
Татьяна Петрова.