Так ли страшен ЕГЭ, как о нем говорят?
В этом году более 230 учеников 11-х классов Югорска будут сдавать ЕГЭ. Процедура проведения экзамена за много лет вроде бы отработана до мелочей. Однако он продолжает быть страшилкой для школьников и их родителей. Но так ли страшен ЕГЭ, как о нем говорят?
Сын Елены Ш. — восьмиклассник, учится без троек. Но уже сейчас мама очень озабочена: как достойно подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ? Для этого Елена готова перевести сына в другую школу. Знать бы только, в какую?
Какие образовательные учреждения Югорска лидируют в городском рейтинге по итогам ЕГЭ и, следовательно, гарантируют детям самый высокий уровень знаний? Этот далеко не праздный вопрос мы задали нашим экспертам.
«Такого рейтинга школ, который бы подсказал родителям, куда лучше отдать ребенка, у нас нет, — замечает начальник управления образования Наталья Бобровская. — Результаты ЕГЭ нельзя рассматривать для рейтингования образовательных учреждений, для выводов о качестве условий образования в конкретно взятой школе. Кроме того, независимая оценка качества образовательной деятельности школ, проведенная в 2018 году, показала ее высокий уровень во всех образовательных учреждениях». «Результаты выпускников образовательных учреждений могут несколько отличаться год от года, но в целом средние баллы ЕГЭ остаются стабильными. Например, ежегодно югорские выпускники показывают отличные результаты по английскому языку. За последние два года по английскому языку средний балл по городу равен 80. У каждого образовательного учреждения есть повод гордиться результатами своих выпускников. Средние баллы ЕГЭ в 2019 году по учебным предметам в Югорске выше, чем среднеокружные значения. Это достойный результат», — подчеркивает Татьяна Говейлер, главный специалист отдела оценки качества и общего образования детей. В управлении образования Татьяна Александровна отвечает за организацию процесса проведения ЕГЭ.
Каждая школа в Югорске на уровне 10-11-х классов реализует образовательную программу по отдельным учебным предметам на углубленном уровне, и это надо учитывать, выстраивая свой образовательный маршрут после 9-го класса. «Нет такого, чтобы каждый год одна и та же школа давала только высокие результаты. Есть как взлеты, так и падения. Во многом это зависит от задач, которые ставят перед собой ученики и их родители, — дополняет коллегу Ирина Задворных, главный специалист отдела оценки качества и общего образования детей. — Есть ребята, которые мотивированы, нацелены на высокий результат на экзаменах. Есть дети, которые не ставят высокой планки. Это и определяет средний результат, который получает образовательное учреждение, но это не означает, что качество образования в той или иной школе стало хуже, чем в прошлом году».
Подготовка ученика к сдаче ЕГЭ начинается с 1-го класса через качественное освоение основной общеобразовательной программы, если ребенок успешен в восьмом классе и сохранит мотивацию к учению в последующем, то хороший балл на ЕГЭ ему гарантирован в любой из школ нашего города, уверены специалисты. При выборе школы кроме результатов ЕГЭ необходимо оценивать и психологический климат заведения, особенности общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
«Все зависит от цели, которую ставят перед собой родители и дети. Предположим, они уже определились с будущей профессией ребенка, выбрали высшее учебное заведение, в которое будут подавать документы, выяснили — какие предметы надо сдавать для поступления на желаемую специальность. Тогда имеет смысл идти в 10-11 класс той школы, где необходимые учебные предметы изучаются углубленно, — говорит Наталья Бобровская.- Во второй школе, например, есть медицинский класс. Ученики в этом классе углубленно изучают биологию и химию, взаимодействуют с Югорской городской больницей. В этой школе есть и социально-экономический профиль, где готовят ребят к поступлению на специальности, связанные с защитой Родины, со службой в МЧС. Углубленное изучение естественно-научных предметов – химии и биологии есть и в шестой школе. Лицей специализируется на техническом направлении, ребята углубленно изучают математику, физику и информатику. В гимназии организовано обучение по индивидуальным учебным планам. Там ученики выбирают физику, иностранные язык, обществознание, другие предметы. В пятой школе обучение в старших классах осуществляется полностью по индивидуальным образовательным маршрутам. Создание таких условий дает возможность ребятам более качественно подготовиться к экзаменам по необходимым предметам».
На фото: Папы и мамы Югорска в феврале 2019 года присоединились к акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». В итоге, 26 добровольцев побывали в роли выпускников, пройдя все этапы главного экзамена. Некоторые участники демонстрационного ЕГЭ признались, что накануне ответственного дня изрядно поволновались.
ВНИМАНИЕ! ВАС СНИМАЮТ!
Репетиционные экзамены по математике для учеников 9 и 11 классов в школах Югорска запланированы на март — апрель 2020 года. В пунктах проведения репетиционного экзамена создаются условия, максимально приближенные к реальным. Ребята проходят всю процедуру экзамена от начала и до конца и на сам экзамен приходят подготовленными. Кроме того, традиционным для Югорска стал демонстрационный экзамен. В нем приглашают поучаствовать родителей нынешних и будущих выпускников, представителей СМИ. Большинству мам и пап это помогает избавиться от заблуждений и стереотипов по поводу проведения ЕГЭ. И какие бы отдельные мнения ни высказывались в отношении единого госэкзамена, подавляющее большинство экспертов, учителей, ребят, которые уже сдавали ЕГЭ, уверены: полученные баллы объективно отражают подготовку школьника по учебному предмету.
Спокойнее стали относиться и к видеонаблюдению в пунктах проведения экзамена. С тем, что нас снимает видеокамера, мы сталкиваемся ежедневно в государственных учреждениях, банках, торговых центрах – в любом общественном месте. Все школьники знают, что в здании образовательного учреждения всегда работают видеокамеры, и никто на это не обращает внимания. Не стоить переживать по этому поводу и перед экзаменом.
Экзамен – не конец света. В этом году, как и раньше, для получения аттестата об окончании 9 классов необходимо успешно сдать четыре экзамена: 2 обязательных (русский язык и математику) и 2 по выбору. Девятиклассников ждут некоторые перемены. «Одно из заданий по химии будет практическим, так же, как и по физике, с выполнением лабораторной работы. За техникой безопасности призван следить лаборант, знания ученика будут оценивать два эксперта, — рассказала Ирина Задворных, которая организует процесс итоговой аттестации в девятых классах. — В этом году во время экзамена девятиклассники будут находиться под видеонаблюдением. Это тоже новшество».
У одиннадцатиклассников на ЕГЭ – те же 2 обязательных учебных предмета (русский язык и математика), остальные – учебные дисциплины по выбору. Они нужны только для поступления в ВУЗ, и их результат не повлияет на получение аттестата. На экзаменах у выпускников 11-х классов никаких изменений не предвидится. «С 2021 года планируется ввести сдачу экзамена по информатике и ИКТ на компьютерах. Пока же все остается по-прежнему, ребята сдают экзамены на бумажных носителях», — пояснила Татьяна Говейлер.
Эволюцию единого госэкзамена, видимо, уже не остановить. Не так давно в Рособрнадзоре обсудили дальнейшее развитие формата ЕГЭ. Так, в 2022 году в число обязательных предметов планируется ввести иностранный язык. В перспективе возможен перевод бумажного формата в компьютерныйи по другим предметам.
Кстати, эксперты в сфере образования предрекают ЕГЭ долгую жизнь. Остается пожелать родителям, детям и педагогам на предстоящий экзаменационный период спокойствия и еще раз спокойствия. Им в помощь — замечательный совет медицинского психолога: «Экзамен – это не конец света! И его можно пересдать!»
Когда школа в тренде
Как готовят ребят к самому важному в их жизни школьному экзамену? Мы решили выяснить это на примере гимназии. Данное учебное заведение — одно из лидеров по сдаче ЕГЭ среди городских школ. Именно в стенах гимназии каждый год проводится единый государственный экзамен для всех выпускников 11 классов Югорска. Блещут своими знаниями, зарабатывая максимально высокие баллы по ЕГЭ, и гимназисты.
Виталий ПОГРЕБНЯК, директор гимназии
«В 2019 году у нас были 100-балльники по русскому языку. То есть этот экзамен наши ребята сдали без единой ошибки. Такой высокий результат у нас уже в третий раз. В гимназии работают высококвалифицированные педагоги по английскому языку. По этому предмету наши ребята показывают высокие результаты и на олимпиадах, и на ЕГЭ. Те школьники, кому нужен английский язык для поступления вузы, чаще всего идут к нам. В свете того, что с 2022 года английский для сдачи ЕГЭ будет обязательным, мы, наверное, как раз сегодня в тренде».
— Часто ли в гимназию переходят дети из других школ города?
— Я бы не сказал, что это происходит массово, но такое движение есть. Сегодня образовательное поле открыто для любого учащегося. У каждой школы Югорска сложился определенный имидж. Лицей, например, специализируется на физике и информатике, вторая школа – на биологии и химии. Мы работаем по индивидуальным учебным планам. У нас сильные преподаватели по филологии, математике, химии, обществознанию. Наблюдается и положительная динамика результатов по информатике. Все образовательные запросы ребят мы можем удовлетворить. Это показывает и средний балл по ЕГЭ по гимназии. Он выше среднегородских показателей. Например, у нас средний балл по русскому языку 79. Это очень высокий результат».
Специализацию по предметам гимназия предлагает с пятого класса. Если родители согласны, их чада начинают углубленно изучать математику и английский язык. С дисциплинами, необходимыми для поступления в вуз, гимназисты определяются в девятом классе. Педагоги узнают об этом по результатам опросов и помогают ребятам. Если подросток, например, решил связать свою будущую профессию с IT-технологиями, ему советуют заняться профильным изучением математики, физики, информатики, а также русским языком, который нужен везде.
Каждый год гимназия набирает 50 человек в два десятых класса. До финиша, то есть до ЕГЭ, доходят примерно 30-40 ребят. Остальные «отсеиваются» из-за неуспеваемости. «Что касается 10-11 классов, то моя позиция, как руководителя, однозначная: только нормативное оценивание учеников. Если ребенок осваивает программу по предмету на «2», значит, у него и будет «2». Ни прибавить, ни убавить, — замечает директор. — Наверное, об этом нигде не говорится, но и у нас в гимназии, и в других школах Югорска есть и неуспехи, когда дети могут остаться без аттестата из-за неудовлетворительной сдачи ЕГЭ. Поэтому, начиная с сентября и до конца учебного года, буквально ежемесячно мы проводим контрольные работы в формате ЕГЭ. Мы ведем каждого ученика так, чтобы понять, стоит ему дальше учиться в 10 классе или все-таки найти иной путь».
Каждый месяц по субботам Виталий Погребняк проводит индивидуальные собеседования. В кабинет директора приглашаются неуспевающие ученики с родителями и педагогами. «Это самые проблемные наши дети, с «двойками» по нескольким предметам. Мы беседуем с родителями и детьми, определяем причины неуспеваемости и находим пути их решения. Но, если ученик в ранге «двоечника» бывает в моем кабинете каждый месяц, он сдаст ЕГЭ? Конечно, нет! Об этом мы прямо говорим родителям, ребенку и советуем рассмотреть другие пути продолжения образования. Например, в ЮПК, где вместе со средним образованием ребенок получит и профессию, — говорит Виталий Владимирович. — Наверное, кто-то считает такую позицию слишком жесткой. Может быть, это и так. Но такая работа объективна! Мы честны с детьми и родителями. Мы их не вводим в заблуждение, не создаем иллюзию успешности. Очень многие родители понимают, что все делается в их же интересах, и прислушиваются к нашим рекомендациям.
— А может быть, вы «отсеиваете» проблемных учеников из-за желания сохранить в гимназии высокие результаты по ЕГЭ?
— Обыватель может трактовать и так, как вы говорите, что мы не хотим испортить показатели по ЕГЭ. В первую очередь, мной, как директором школы, руководит желание, чтобы все наши дети были успешными, чтобы каждый нашел свое место в жизни. Показатели гимназии по ЕГЭ тоже волнуют, потому что сегодня о деятельности учреждения формируется общественное мнение как в городе, так и в округе».
С мамами и папами, по словам директора гимназии, педагогам намного сложнее работать, чем с детьми. «Они нагнетают обстановку вокруг ЕГЭ. Родители должны ставить перед ребенком реальные цели, а очень часто ставят нереальные. Чего скрывать, у многих родителей завышенные требования к своим детям. Все считают, что их дети должны получить только высокие баллы на ЕГЭ и обязательно поступить в вузы. Отсюда и повышенная нервозность перед экзаменом».
Действующий формат ЕГЭ директор гимназии считает объективной оценкой знаний выпускников школ. Родителей же педагог призывает к более реальной оценке способностей своих детей.
«В процессе подготовки к ЕГЭ участвуют три субъекта: родители, ученики и школа. Если родители и ребенок четко знают, куда собираются поступать после школы, мы им предлагаем профильные предметы, и они начинают готовиться. Если нет метаний, сегодня — физика, а завтра — обществознание, к ЕГЭ мы ребенка подготовим максимально. Для этого в гимназии есть все условия, — говорит Виталий Погребняк. — Естественно, все дети разные. Поэтому подготовить всех без исключения на 70, 80, 90 баллов нереально».
Автор: Галина Швец