Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Югорск в 19-й раз посетила Театральная весна

Югорск вновь принял окружной фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов «Театральная весна». В течение трех дней вниманию югорчан было представлено 19 постановок в самых разных жанрах. Фестиваль давно стал известным за пределами округа и превратился в настоящий бренд Югры.

Начало фестивалю положила экскурсия по улочкам «Авиньона» — французского городка, который, как и Югорск, ежегодно принимает у себя театральный фестиваль. Югорчане как заправские туристы прошлись по «авиньонским улочкам», встречая на пути музыкантов, делая фото с живыми статуями в масках, а главное – знакомясь с коллективами-участниками «Театральной весны». Актеры подготовили мини-презентации в виде отрывков из постановок, театральных миниатюр, пантомим и песен. Затем действо переместилось в зрительный зал, где состоялась официальная церемония открытия фестиваля. Присутствующих приветствовал исполняющий обязанности главы Югорска Сергей Голин. «Конечно же, фестиваль – в первую очередь конкурс, в котором будут победители, но проигравших однозначно не будет, — отметил он. – Я уверен, что вы порадуете своим мастерством зрителей и реализуете все творческие замыслы. Виват, театр!» «Весь город живет театром, и каждый раз мы направляемся сюда издалека, будто совершая паломничество из любви к этому искусству, — обратился к участникам и зрителям председатель жюри, доктор искусствоведения, секретарь Союза театральных деятелей РФ Дмитрий Трубочкин. – Здесь мы видели одну и ту же восторженную любовь к театру, и я желаю, чтобы вы сохранили ее и пронесли через весь фестиваль!»
По традиции, прозвучали три звонка, знаменующие официальное открытие фестиваля. Первый подали представители принимающей стороны, второй – члены жюри и, наконец, третий – режиссеры театральных коллективов.

«Нетинебудет»  (Neverland) Сближающие  сети

Пример HTML-страницы

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Как сложно порой бывает найти общий язык с сыном-подростком. Особенно если стена непонимания возникла давно, а все общение родных по крови людей сводится к взаимным претензиям и припоминанию старых обид. И тогда мать-одиночка решается на эксперимент. Под видом девушки-готки Тоффи она регистрируется в социальной сети и начинает виртуальное общение с сыном Костей – Тауэрским вороном, как он позиционирует себя. Так мама спасает мальчика от одиночества. Общаясь с ним виртуально, без условностей, героиня начинает понимать, что пропасть между ней и сыном не так уж глубока. Напротив, два человека, не умеющие находить точек соприкосновения в жизни, в сети оказываются невероятно близки друг другу по духу. Ситуация усложняется тем, что виртуальная дружба перерастает в роман, и юноша влюбляется в свою собеседницу, а потом нечаянно узнает, кто на самом деле писал ему, скрываясь за ником Тоффи.
Для постановки драмы белорусского драматурга Андрея Иванова режиссер Югорского художественного театра Лев Иванов выбрал малую сцену и минимум зрителей. «Эта история от сердца к сердцу, а не материал для большой аудитории», — прокомментировал он свою задумку. Все повествование происходит на двух площадках. В непосредственной близости к зрителю разворачиваются каждодневные будни матери и сына, где в монологах они делятся с публикой переживаниями и размышлениями, почти не общаясь между собой. На сцене же под светом фиолетовых фонарей развивается их виртуальная история, где есть место стихам, откровениям, смайлам и Питеру Пену. «Эту пьесу я видела на одном из театральных фестивалей в прошлом году, и она меня зацепила, — призналась исполнительница роли мамы и одновременно художественный руководитель Югорского художественного театра Татьяна Смирнова. – У меня самой есть сын-подросток – ему 14 лет, поэтому ситуация, когда героиня в начале пьесы не может дозваться Кости, играющего в компьютер, мне знакома. Хотя после премьеры спектакля сын утверждал, что постановка в него «не попала», он уже несколько дней более внимателен к моим просьбам. Я думаю, это самое ценное, чего я смогла добиться своим почти месячным отсутствием дома по причине постоянных репетиций. Мысли героини мне как никогда близки, а боль за своего сына, вступающего в период подросткового нигилизма, помогла острее чувствовать и сопереживать вместе с моей героиней». Колоссальная работа над ролью не прошла незаметно. По итогам 19-й Театральной весны профессиональное жюри признало Татьяну Смирнову победительницей в номинации  «Лучшая женская роль».

«Волшебное  кольцо»
Ежели  есть  Иван,  значит, и  приключения будут

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Основой спектакля театра-игры «Квинорд» из Советского является типичный сказочный сюжет, где Иван спасает от рук живодера змею Скарапею, а за это получает в награду  волшебное кольцо, способное исполнять желания. Оно помогает главному герою выполнить все условия царя и жениться на его дочке – царевне Ульянке, но не приносит главному герою счастья. Хитрая супруга выкрадывает магическое украшение у Ивана и сбегает в Париж, прихватив туда же дворец и хрустальный мост, наколдованные супругом. В народный колорит поморской сказки зрители постановки погружаются благодаря своеобразному говору, звучащему со сцены, а также костюмам и декорациям. Юмор, свойственный автору пьесы Борису Шергину, органично дополнялся в постановке народными песнями, хороводами и комичными диалогами, чем вызывал живой отклик у зрительного зала.
Режиссер коллектива «Квинорд» Денис Хохлов признался, что сказку для постановки предложили сами юные актеры. «Всегда работаем по наитию, поскольку с детьми нельзя работать по плану: возьмете материал, а он им не подойдет. Цели стать обладателем первых мест перед собой не ставим. Важнее, что участие в фестивале помогает ребятам почувствовать себя частью театрального движения, попробовать эту площадку и ощутить то волнение, которое дает стимул, чтобы работать с полной отдачей, живо реагировать на ситуацию и жить на сцене», — отметил он.
Самозабвенная игра советчан не оставила безучастными к приключениям Ивана в «пинжаке с карманами», его мамки и двух помощников — кошки Махи и собаки Жужи — не только зрителей, но и членов жюри. «Я очень люблю Шергина и считаю этого автора очень современным. Он сохраняет традиции русского языка и в то же время делает мостик в наше время. А какая шикарная работа с детьми, такая правильная во всех смыслах: когда дети получают удовольствие от происходящего на сцене, — отметила член судейской коллегии  — профессор кафедры режиссуры Екатеринбургского Государственного театрального института Маргарита Ершова. — Музыкальная грамотность педагогов проявлена очень четко и жестко. Я рада за детей – они в хороших руках».

«Монтекки.  Капулетти»
Буря  страстей на  улицах  Вероны 

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Пожалуй, история о любви юноши и девушки из двух враждующих семейств знакома каждому – свое новое воплощение она получила благодаря коллективу народного театра «Синяя птица» из Урая. На сцене минимум декораций – лишь деревянные кресты, которые вначале служат основами для полотнищ с фамильными гербами родов Монтекки а Капулетти, а затем легко трансформируются то в столы на званом пиру, то в балкон – место случайной встречи юных Ромео и Джульетты, то в опочивальню молодой девушки. Зато в течение всего спектакля не было недостатка в игровых моментах, шутках и эмоциях героев, облаченных в великолепные костюмы средневекового покроя. «Мне кажется, мы нашли свой взгляд на эту историю,  — говорит режиссер народного театра «Синяя птица» Лариса Коршунова. – С одной стороны, есть непреложные истины: действительно, это была любовь. Но что помогало и что мешало ей? Мы попробовали найти свое понимание мотивов, побуждающих героев на те или иные действия. Мне очень хотелось, чтобы ребята сыграли такую серьезную классическую пьесу – можно сказать, что это было моей педагогической целью. Для такого возраста, 16-19 лет, это очень большой актерский рост. Вначале ребята порой даже не понимали смысла некоторых фраз, однако сейчас я вижу, насколько близким стал для них текст пьесы. Теперь это уже не просто стихи, а момент определенного действия. И мне, как режиссеру, хотелось поднять тему взаимоотношений между родителями и детьми. Как часто мы решаем то, что решать просто не имеем права…»

«Урок  дочкам»  
Извольте  кручиниться  по-русски!

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Постановку по пьесе Ивана Андреевича Крылова «Урок дочкам» представил образцовый художественный театральный коллектив «Атмосфера» из Белого Яра. Комедия о том, как дворянин Велькаров, вернувшись со службы, решил забрать дочек, которые воспитывались у тетки «на последний манер», к себе. Однако девицы скоро рассердили отца тем, что отвадили грубостями и насмешками всех его родных и друзей, и все время приглашали в дом «нерусей». Терпение старика лопнуло, и он увез дочек в деревню «на покаяние». Самым строгим наказанием стал запрет говорить на французском. Даже грустить можно только по-русски! И тут, прослышав о любви барышень к иностранцам, жених горничной Даши притворяется странствующим французским маркизом. Сестрицы от него в восторге: за благосклонность месье между ними разгорается нешуточная борьба… 
«Тема самая что ни на есть жизненная, современная и настоящая, — говорит режиссер Ольга Миронова. – Мы за чистый русский язык без непонятных и ненужных слов. Конечно, в сценарий привнесли немало своих решений. Наши зрители – это подростки и молодежь, и необходимо, чтобы они узнавали себя в каких-то моментах по ходу спектакля, слышали знакомую музыку, видели ситуации, в которых сами оказывались. Например, как в сцене с отцом, когда барышни сначала передразнивают и изображают его, а потом, когда пытаются что-то выпросить, ведут себя совсем по-другому. Мне кажется, современные подростки узнают в этом себя».
Зрители с большим интересом наблюдали за происходящим на сцене. «Мне очень понравилась трактовка этой истории, тема и по сей день актуальна, — поделился впечатлениями Игорь Кутьков. — Франция в этой пьесе является олицетворением Европы и Америки сегодня. И, по-моему, детям все объяснили доступно и понятно. Очень хороший и веселый спектакль получился!»

«Сказки  сквозь камни»
О  сложностях  переходного  возраста

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Одноименная драма Ольги Ширеновой – это история про подростков, которые попадают в клинику психологии для решения своих внутренних проблем, приведших их к суициду. О нем не говорится открыто, только доктор в обращении к ребятам замечает: «Вы преодолели самый сильный страх – страх за свою жизнь». На сцене мы видим, что скрывается за агрессией, неуверенностью, замкнутостью ребят, в диалогах открываем их для себя, понимаем, почему они стали сейчас именно такими, следим за тем, как они меняются и становятся лучше. Чтобы снова полюбить себя, подросткам приходится пережить встряску – смерть Тиля – самого доброго и жизнерадостного из них. Когда-то его вытащили из-под завалов обрушившегося дома, а теперь он пытается помочь ребятам выбраться из завалов других камней – психологических проблем и внутренних конфликтов, мешающих подросткам полюбить жизнь и окружающих. Перед «уходом» Тиль возвращает каждому из героев куклу. В начале спектакля куклы – это воплощение их комплексов и страхов, в конце повествования – олицетворение того, как, поборов их, можно и нужно идти дальше. Единственным взрослым участником драмы является доктор клиники. Именно в общении с ней раскрываются ребята.
В роли доктора выступила руководитель школьного театра «FOX» (г. Югорск) Оксана Сухецкая. «Когда пьеса «Сказки сквозь камни» впервые попалась мне на глаза, дети были еще не готовы играть этот материал, и он остался на будущее. Коллективу понадобилось просуществовать пять лет и пройти череду испытаний на прочность, чтобы дорасти до него», — поделилась она. — «Сказки сквозь камни» – сложный спектакль. На первый взгляд в нем не наблюдается какого-то глубокомыслия «а-ля Достоевский», но есть что-то такое, что заставляет людей менять свою жизнь. Он сдвинул много «камней» в душах играющих его актеров и тех, кто уже посмотрел эту драму».

«Одинокая  женщина  желает  познакомиться»  
В  любви  все  средства  хороши

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

19 апреля — второй фестивальный день и вечные темы: любовь, одиночество, проблема выбора.
Сценарий к популярному советскому фильму «Одинокая женщина желает познакомиться» написал Виктор Мережко. У героини картины, как у многих женщин среднего возраста, никак не складывается личная жизнь. И вот в один из тоскливых вечеров она решается расклеить объявление: «Одинокая женщина желает познакомиться…»
Эта трагикомичная история так тронула сердца зрителей, что сюжет хотелось проигрывать вновь и вновь. Лаборатория образов «Бромус» и народный театр-студия «Авось!» (г. Урай) с большим удовольствием взялись за работу над одноименным спектаклем.
Нелли Шкуренко, которая в качестве режиссера бывала в Югорске около полутора десятков раз, на этом фестивале предстала в роли актрисы, сыграв ту самую одинокую женщину в активном поиске, а режиссурой постановки занималась Светлана Перевощикова. «Я предложила режиссеру этот сюжет, ей идея понравилась. А предложила, потому что и фильм был снят отличный, и темы в нем важные – женское одиночество, влияние общества на наш выбор. Мы же не только при СССР многое делали с оглядкой на общественное мнение, это и сегодня актуально. Какой бы я дала совет женщинам? Конечно, слушать свое сердце. И если оно говорит: да, то надо оставить страхи,  излишнюю гордость, идти и делать», — решительно подытожила Нелли Ивановна. Но, к сожалению, ее героиня распорядилась иначе, под давлением стороннего мнения отказавшись от своего женского счастья. 

«Власть тьмы»

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

Как нужно жить: в удовольствие или по совести? И не потянет ли одно нарушение библейских заповедей желания преступить их снова? Лев Толстой в своих произведениях часто размышлял над этими темами. Например, в драме «Власть тьмы». По сюжету, охотник до женского пола Никита соблазнил жену своего старого хозяина, которая, ради счастья с любимым, решилась отравить мужа. Это дело осталось безнаказанным, как и то, что Никита, обещая жениться, обесчестил и бросил девушку-сироту, а затем соблазнил свою взрослую падчерицу Акулину. Апогеем повествования становится тот момент, когда главному герою, чтобы скрыть свою незаконную связь с падчерицей, приходится убить только что рожденного от него ребенка. Грехи, становясь все тяжелее, делают жизнь некогда беспечного парня невыносимой, и он, не выдерживая, принародно кается в них. «В театре нужны не только развлекательные жанры, но и серьезные вещи, когда зритель может задуматься, остановиться в ритме нашей быстротечной жизни, чтобы посмотреть на нее по-другому», — объяснила выбор темы режиссер-постановщик народного художественного театра «Версия» Елена Воробьева.
«Поражаюсь мужеству режиссера, что она берет такие вопросы в работу. Не сразу, но постепенно актеры завоевывали наше внимание. Мне кажется, чем ближе к финалу, тем лучше становился спектакль. Это очень здорово, когда у нас есть классика. Современная драматургия с острой и злободневной проблематикой дает возможность «выскочить» и попасть в десятку, но глубинные вопросы – они только в классике. Такие спектакли важны для мастерства актера, режиссера и нужны зрителю», — отметил член жюри, главный режиссер театра обско-угорских народов «Солнце» Леонид Архипов.
Стоит отметить, что в прошлом году театр «Версия» с постановкой «Последний срок» стал обладателем гран-при Театральной весны, а драма «Власть тьмы» стала 58-м спектаклем за 30-летнюю историю существования коллектива.

Театральная  весна завершилась, оставив привкус счастья

Добро пожаловать в югорский Авиньон!

XIX окружной фестиваль «Театральная весна» подошел к концу. Позади недели творческих поисков и репетиций, а также три конкурсных дня, на протяжении которых 17 театральных коллективов Югры демонстрировали на сцене «Югра-презента» свои самые лучшие постановки. Их, как и прежде, оценивали двумя судейскими коллегиями. Профессиональное жюри, состоящее из именитых режиссеров и деятелей культуры, вынесло свой вердикт спектаклям. Народная команда судей, куда вошли школьники, молодежь и представители общественности Югорска, определила своих лидеров.
По мнению альтернативного жюри, лучшей детской постановкой стал спектакль «Волшебные ягоды» в исполнении детского образцового театра кукол «Чародеи». Драма «Leica» по пьесе Зинаиды Афанасьевой от ханты-мансийского коллектива «Дельтаплан» была признана лучшим спектаклем для юношества. Самой удачной постановкой для взрослого зрителя был назван абрис к драме Льва Толстого «Власть тьмы» от народного самодеятельного театра «Версия».
Профессиональное жюри перечень лучших спектаклей сформировало несколько иначе. Интересная подача поморской сказки «Волшебное кольцо» театра-игры «Квинорд» из Советского позволило коллективу стать дипломантом первой степени в номинации «Лучший спектакль для детей». Эта работа также была отмечена членами жюри за лучшее музыкальное оформление и сценографию спектакля. Постапокалиптический киберпанк «Свет в конце» от урайского молодежного театра «ТТТ» был назван лучшим спектаклем для юношества. Что касается постановок, ориентированных на взрослую публику, то здесь мнения профессионального и альтернативного жюри совпало. Театр «Версия» за пьесу «Власть тьмы» стал не только дипломантом первой степени в номинации «Лучший спектакль для взрослых», актер этого коллектива Александр Синицын за мастерски созданный на сцене образ Никиты был признан лидером в номинации «Лучшая мужская роль». Гран-при фестиваля в этом году получила драма «Нетинебудет», представленная Югорским художественным театром. Но в самом большом выигрыше традиционно оказались не режиссеры и коллективы, а публика, которая снова смогла прикоснуться к волшебному миру театра.

Дневники фестиваля «Театральная весна» для вас подготовили: Анастасия Шмелева, Татьяна Дергачева, Юлия Голобородько. 
Фотограф Ян Воронин.

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии