«Дежурная часть слушает»

 14 февраля отмечается Всемирный день безопасного интернета

14 февраля отмечается Всемирный день безопасного интернета.

Как обеспечить безопасное пребывание в виртуальном пространстве — этот вопрос никогда не потеряет своей актуальности. Наряду с преимуществами, которые предоставляет интернет каждому пользователю, он же является обширным полем для деятельности аферистов, что подтверждает полицейская статистика.

Вариантов много, цель одна

С начала 2023 года в Югорске возбуждено семь уголовных дел по фактам виртуального мошенничества, в результате которых жители лишились сотен тысяч рублей. Ежедневно в дежурную часть поступает порядка пяти звонков, в которых граждане сообщают о неудавшихся попытках «развести» их на деньги. «Чаще всего преступники используют одну и ту же схему обмана с незначительными изменениями, — пояснил оперуполномоченный уголовного розыска ОМВД России по г. Югорску Никита Костин. — Если говорить о телефонных мошенничествах, то в основном это звонки от мнимых сотрудников силовых структур либо банковских служащих, которые сообщают, что кто-то по доверенности пытается взять кредит на ваше имя или снять деньги с вклада. Чтобы их вернуть, вам якобы необходимо оформить «зеркальный» кредит и отправить деньги на указанные счета. В декабре прошлого года на такую легенду попался житель Югорска, который перевел злоумышленникам более миллиона рублей, взяв два кредита и микрозайм. При этом жертву убедили, что в полицию обращаться нельзя, поскольку среди сотрудников есть заинтересованное лицо, связанное с аферистами».

Еще одна вариация на ту же тему — это заверения мошенников о том, что в отделении банка проводится спецоперация по выявлению недобросовестного работника, «сливающего» информацию о клиентах. Если потенциальная жертва сомневается, аферисты действуют агрессивно: не давая опомниться, начинают угрожать привлечением к уголовной ответственности за отказ сотрудничать с силовыми структурами.

Войти в доверие

Но не всегда мошенники берут напором. Иногда в ход пускается схема, которая требует некоторого времени, зато позволяет максимально втереться в доверие жертве. Злоумышленники могут, к примеру, взломать личный кабинет на портале Госуслуг. «Они звонят гражданину, представляются сотрудником портала, сообщают, что в личном кабинете только что произошла замена телефонного номера и спрашивают, подтверждает ли он привязку ЛК к другому номеру, — говорит Никита Костин. — Разумеется, человек отвечает, что номер телефона не менял. Мнимый сотрудник Госуслуг готов «отменить операцию», для этого ему необходимы коды, которые придут на номер гражданина. Если человек передаст их аферисту, тот получит доступ к его личному кабинету и всей имеющейся там информации. Злоумышленник может запросить на сервисе ОКД кредитную историю жертвы, а также справку 2-НДФЛ — так ему становится известно, какими банками человек пользуется, где работает и какой доход имеет. Через некоторое время гражданину поступит звонок уже от другого участника преступной группы — «сотрудника ФСБ» либо «представителя банка». Именно так случилось с молодым жителем Югорска, который в течение недели отправлял мошенникам чеки из магазинов и информацию об оплате, совершенной онлайн — якобы для того, чтобы отследить, куда уходят средства. Параллельно мошенники давали ему инструкции о переводе денег на посторонние счета.

Пример HTML-страницы

Долгая история

Шанс, что мошенников найдут, есть, но процесс это небыстрый: на запросы в банк и судебное согласование уходит время. А когда оперативники добираются до последнего звена в цепи, деньги уже обналичены и отследить их дальнейшее движение уже нереально. Для своих махинаций мошенники используют банковские карты, купленные «с рук».

Истории из первых уст

Несколько лет назад югорчанка Елена Васильева выставила свою квартиру на продажу. Вскоре ей позвонила женщина, которая объявила, что готова купить квартиру и хочет внести 20 тысяч рублей в качестве залога. Елена не раз слышала о мошенниках, которые действуют под видом покупателей, поэтому зашла в личный кабинет Сбербанка-онлайн, чтобы вывести все средства с карты, и лишь потом продиктовала номер. Несколько минут спустя на ее телефон пришло сообщение с кодом, который она сообщила звонившей. Еще через минуту она получила уведомление, что была попытка снять деньги с карты. Это аферистку не смутило, и она перезвонила югорчанке, эмоционально объясняя, что перевела ей деньги, но они якобы ушли на ипотечный счет. Елена, убедившись, что имеет дело с мошенницей, тут же прекратила общение и заблокировала номер.
Еще об одном случае нам рассказала Ирина Николаева, которая искала работу на популярном сайте вакансий. В одном из объявлений в издательство приглашались копирайтеры: работа заключалась в наборе текстов с отсканированных рукописей. Оплата оказалась подходящей, правда, одно условие несколько озадачило Ирину: перед выполнением каждого задания нужно было внести страховой взнос, который потом обещали вернуть вместе с гонораром. Работодатель предоставил свидетельства о постановке организации на учет и регистрации юрлица, и Ирина решила рискнуть: отправила на указанный счет тысячу рублей, но задания так и не дождалась. Стоит ли говорить о том, что «работодатель» на связь больше не вышел.

Игры на эмоциях

Недавно злоумышленники придумали еще один способ вымогательства денег — «выкуп» участников СВО, якобы попавших в плен. «Такой случай произошел в прошлом году в городе Советском: мошенники, позвонив супруге военного, сообщили, что он якобы находится в плену, и запросили полмиллиона рублей за включение его в списки на обмен пленными, — рассказал оперуполномоченный. — Женщину убедили все держать в тайне. Поддавшись панике, она взяла кредит и отправила деньги злоумышленникам».

В подобных случаях родственникам мобилизованных нужно звонить на специально организованную для них горячую линию по номерам: 8 (800) 100-77-07, 8 (495) 498-43-54, 8 (495) 498-34-46. Также они могут обратиться в полицию. Дежурная часть работает круглосуточно, на месте всегда есть сотрудник уголовного розыска, следователь, дознаватель.

Без паники!

Универсальный совет для каждого — не вступать в диалоги с теми, кто звонит и называет себя сотрудником банка или представителем силовых структур. «Нужно помнить, что настоящие работники данных ведомств не станут обсуждать подобные вопросы по телефону. Полиция действительно может позвонить, но только для того, чтобы пригласить гражданина в отдел. Банковские работники совершают обзвоны с целью рекламы кредитов. Еще один важный момент — постараться не паниковать. Положите трубку и перезвоните в банк, в полицию или родственнику», — говорит полицейский.

Благодаря бдительности Марины Амахиной злоумышленникам не удалось воплотить преступный план.

Благодаря бдительности Марины Амахиной злоумышленникам не удалось воплотить преступный план.

Бдительная сотрудница

Начальник ОМВД России по г. Югорску подполковник полиции Александр Красильников вручил благодарственное письмо сотруднице банка Марине Амахиной. Благодаря ее бдительности удалось предотвратить мошеннические действия в отношении местного жителя.
В офис финансового учреждения обратился 54-летний мужчина. В ходе общения Марина выяснила, что неизвестные убеждают его взять кредит и затем перевести деньги на некие счета. Благодаря профессионализму банковского работника мошеннические действия были пресечены.

Любимое «Авито»

Этот интернет-ресурс и правда остается излюбленной площадкой для мошенников. Способы разводов не новы, но все еще действуют. Самый незамысловатый — когда продавец требует предоплату, а получив ее, попросту исчезает. Очень часто злоумышленники уводят пользователя из чата «Авито» в мессенджер, договариваются о сделке и присылают ссылку на оплату. Пройдя по ней, жертва оказывается на сайте-клоне, очень похожем на оригинал. Указав данные карты для оплаты либо для получения денег за товар и сообщив код, который придет на телефон, человек дает мошеннику доступ к своим накоплениям. «В январе этого года в подобную ситуацию попала жительница Югорска, которая продавала на «Авито» детские санки, — говорит Никита Костин. — Потенциальный покупатель сообщил, что у него не получается перевести оплату, и попросил номер карты, а также код из СМС якобы для подтверждения перевода. Югорчанка продиктовала цифры, после чего с ее карты пропало почти 9 тысяч рублей».

Все возрасты покорны?
Мнение о том, что жертвами аферистов чаще всего становятся люди пожилые — не более чем стереотип. В действительности в полицейских сводках фигурируют немало граждан в возрасте до 50 лет.

Предупрежден, значит вооружен

Сотрудники югорской полиции продолжают профилактическую работу по предотвращению преступлений, связанных с виртуальным мошенничеством: проводят встречи с коллективами городских предприятий, выступают с докладами на заседаниях Общественного совета Югорска, ежедневно совершают поквартирные обходы, в ходе которых информируют жителей о способах, используемых злоумышленниками, и раздают памятки. «Положительный эффект от профилактической работы очевиден, — констатирует Никита Сергеевич. — Сейчас люди намного реже попадаются на уловки преступников, многие уже осведомлены об их методах и в свою очередь рассказывают нам о звонках аферистов».

Автор: Анастасия Шмелева 

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР