Считает социальный педагог школы № 6 Югорска Лариса Дешевых
Лариса Андреевна работает с детьми уже четверть века. На мой вопрос, что привело ее в педагогику, шутливо отвечает: «А раньше все девочки поступали либо в пед, либо в мед».
На самом деле важным фактором для нее в выборе профессии стал пример мамы, которая прошла путь от воспитателя до заведующей детского сада. Сама Лариса со школьной скамьи больше тяготела к гуманитарным предметам, особенно к литературе, поэтому выбрала для поступления филологический факультет Ошского пединститута. Покинуть степи родного Казахстана после завершения учебы и променять их на таежный городок в начале девяностых заставил межэтнический конфликт, который привел к закрытию нескольких русскоязычных школ и массовой миграции из Ошской области узбеков и русских. Первым местом работы молодого педагога в нашем городе стала школа № 5, где она обучала детей правилам орфографии и прививала любовь к Пушкину и Достоевскому. В 2004 году в Югорске открылось новое образовательное учреждение – школа № 6. Небольшая, на триста человек, но интенсивно набирающая кадры. Лариса Андреевна, переходя на новое место, решила попробовать себя в иной области — по примеру коллеги стать социальным педагогом. Со временем так втянулась, что уже не захотела возвращаться к урокам и проверке тетрадок. Она не скрывает, что вначале было трудно, сказывалось отсутствие опыта. Вспомнила Лариса Андреевна и свою первую проверку на прочность. «В школе подрались две девочки. Их родителей вызвали в школу, чтобы обсудить инцидент за круглым столом. Беседу должно было открывать мое выступление. Дома я старательно готовила свою речь, а заодно прорабатывала вопросы и аргументы для обеих сторон. Не скрою, я очень сильно волновалась, как перед экзаменом, но все прошло хорошо. Родители меня поддержали, директор похвалил, а главное – мы смогли прийти к единому решению и девочки помирились».
Большое хозяйство
Если учитель работает на класс, то Лариса Андреевна ориентирована на всю школу, в которой с момента открытия число учащихся выросло почти вчетверо и перевалило за 1 100 человек. Помимо детей из неблагополучных семей социальный педагог налаживает связь с многодетными семьями, наблюдает за ребятами из замещающих или неполных семей. Вечерами готовится к заседаниям по профилактике, взаимодействует с социальными службами, больницей, полицией, комиссией по делам несовершеннолетних. Одним словом, работы много. Все время нужно быть в движении, быстро и ясно соображать, где и что необходимо сделать. Конфликты в большой школьной семье возникают как между учениками, так и у детей с учителями, с родителями, а Ларисе Андреевне надлежит всех помирить. «Моя главная задача — донести детям, что со злобой жить нельзя. Я как скорая социальная помощь, если незамедлительно не вмешаюсь, то завтра все может стать еще сложнее», — считает она и очень радуется, когда чувствует, что ее работа пошла на пользу. «В такие моменты я ощущаю свою значимость, нужность», — признается педагог и вместо скучных нотаций всегда дает детям возможность подумать, проанализировать ситуацию. Это лучше всего помогает избежать повторения ошибок в дальнейшем.
Особенности профессии
«Я всегда должна быть максимально сдержанна. Не имею права принимать чью-то сторону и определять, кто прав, а кто виноват. Да и сама считаю, что в каждом конфликте повинны обе стороны, поэтому стараюсь, чтобы обе пошли на перемирие. Я не судья, я – адвокат. Причем одновременно для всех участников конфликта», — рассуждает Лариса Андреевна и признается, что работа с детьми не только интересна, но и позволяет всегда быть в тонусе, постоянно чему-то учиться. «Да, я могу спросить о том, чего не знаю, даже у детей, и мне не стыдно до сих пор учиться».
Мой дом – моя крепость
«Работа работой, а дома я — мама», — с улыбкой замечает педагог. У Ларисы Андреевны двое детей. Старшему сыну уже 26, а младший пошел в четвертый класс. Именно занятия с сыном, партии с ним в шашки и шахматы, выполнение уроков помогают женщине отвлекаться от сложностей рабочего дня. А еще она очень любит книги и мечтает заново перечитать классику. Не дает исполниться желанию катастрофическое отсутствие времени, поскольку основная ее жизнь, кипучая, неспокойная и насыщенная событиями, проходит в стенах школы. «Иногда после сложного дня приходишь домой абсолютно выжатая эмоционально, и кажется, что пора сменить профессию. Но потом немного отдохнешь, и снова тянет в школу, к детям с их серьезными и не очень проблемами». На вопрос: «Что дальше?», Лариса Андреевна уверенно отвечает: «Пенсия. Но уходить пока не хочется. С детьми всегда интересно». Ее верность педагогике, профессионализм и многолетние заслуги в преддверии Дня учителя будут отмечены благодарственным письмом Думы Югорска, но самым большим своим успехом она по-прежнему будет считать мир и лад в стенах родной школы.
Автор: Татьяна Дергачева