Денежка за пятерку

Денежка за пятерку

Стоит ли платить за успехи в учебе?

Некоторые родители считают, что лучшей мотивацией для успешной учебы может стать плата за отличные оценки, когда ребенок четко понимает, чем будут вознаграждены его усилия.  Другие убеждены, что такие деньги только портят детей и формируют неправильное отношение к школе. Кто же прав? Или истина где-то посередине?

Принцип такой системы предельно прост: родители платят за пятерки и четверки, ну а за двойки и единицы, напротив, взимают «штраф» с самого ребенка. Более того, можно усложнить систему: например, если гуманитарные предметы даются ему легко, платить за них можно меньше, чем за алгебру, геометрию и физику. А пение, рисование и физкультуру можно не поощрять деньгами вовсе. За хорошие четвертные ребенок вправе ожидать подарков, а за плохие – серьезный штраф. Родители, придерживающиеся такого мнения, уверены, что учебу вполне можно приравнять к работе, за которую естественно получать вознаграждение.  
Однако многие считают, что платить за то, что дети и так обязаны делать – просто-напросто вредно. Так же, как и культивировать в семье коммерческие отношения. Кроме того, психологи предостерегают, что первая же двойка, из-за которой ребенку придется расстаться с частью «заработанных» денег, способна принести ему немалый стресс. Появится страх перед новыми возможными неудачами, который неизбежно будет блокировать волю и способность к творчеству. Тогда учеба вскоре превратится в мучение. «Дети быстро усваивают «язык денег», прекрасно понимая свою личную выгоду, — говорит учитель-логопед средней школы №2 Анжелика Юрьева. – Платить за оценки можно, но положительный эффект будет временным. У меня был подобный опыт, хотя и очень небольшой – я быстро поняла, что в моей семье этот способ мотивации не работает. Нужно понимать, что плата на оценки не так уж сильно влияет на желание ребенка учиться. Она может лишь на некоторое время оживить его отношение к собственным успехам в школе. Думаю, иногда, в зависимости от обстоятельств – например, в случае спорных четвертных или годовых оценок, есть смысл пообещать какой-то подарок, если ребенок приложит определенные усилия. Это также сработает, если у него есть мечта, требующая больше средств, чем он способен накопить. В то же время, интерес и мотивация к учебе должны быть заложены намного глубже, чем просто на уровне желания быстрого дохода. Да и оплата в чем-то похожа на откуп родителей от собственного ребенка, в основе которого лежит нежелание разбираться и участвовать в его учебе, успеваемости, а часто – и в воспитании. Нужно учитывать, что дети могут очень быстро привыкнуть к такому способу «заработка» и превратиться в настоящих вымогателей – станут требовать плату за любое действие, начиная от уборки в своей комнате до похода в магазин. А еще случается так, что ребенок в силу разных причин не может хорошо учиться, ведь способности у всех разные. Тогда погоня за выгодой и неудачи могут привести к нервному срыву и формированию заниженной самооценки. И вообще, для ребенка школа и получение знаний – это целая жизнь. Это дружба, получение опыта, социализация, умение себя проявить, и еще множество других аспектов». 
На страничке сети «Вконтакте» был запущен опрос, в котором приняли участие более ста человек. Подавляющее большинство – более 67 % участников заявили, что никогда не платили детям за оценки и не собираются делать этого. 15,24 % признались, что раскошеливались за пятерки и не видят в этом ничего плохого. Чуть меньшее количество респондентов не исключают, что прибегнут к данному методу стимулирования в будущем. 4,76 % имеют такой опыт, однако отказались от него, как от малоэффективного. Некоторые участники опроса пояснили, что не платили за оценки, однако поощряли подарками успешное окончание учебного года, о чем предупреждали детей заранее.

Автор: Анастасия Шмелева

Пример HTML-страницы

На фото: Награда за успешное окончание четверти – лучший стимул хорошо учиться, уверен ученик 4 класса Илья.

Мнения:

Елена Степанова, мама семиклассника:
— Я не считаю зазорным заплатить за оценку ребенку.  Однако здесь не обойдется без «но»… Для того, чтобы иногда мотивировать сына или дочь к высокой оценке деньгами, нужна хорошая база взаимоотношений. Чтобы такое решение вопроса не превращалось в банальную манипуляцию, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Учиться зарабатывать деньги, правильно рассчитывать свои силы, ставить амбициозные задачи перед собой – хорошо. И лучше развивать эти навыки с детства. Часто папы и мамы мотивируют материально, но не таким прямым способом, а водят в кафе после удачной контрольной, делают подарки. Я считаю, это аналог денежной формы поощрения. Поэтому в числе тех, кто будет активно отрицать вариант вознаграждения деньгами, много тех, кто делает это завуалировано.

Николай Александров, отец троих детей:
— Когда-то, было дело, я платил старшему сыну за успешное окончание четверти. Мы с ним об этом договорились заранее. По моим наблюдениям, ожидание награды мотивировало его к большей старательности. Младшие сыновья и так в школе отличники. Поэтому я поощряю деньгами их спортивные успехи – получение новой нашивки или нового пояса по карате, призовые места в соревнованиях. Но при этом карманных денег они почти не получают. 

Александр Дергачев, многодетный отец:
— Считаю денежную мотивацию детей к учебе в корне неправильной. Стимулирование должно быть, но иного плана. Успехи могут поощряться возможностью поиграть в телефон или приставку, сходить в кино, погулять подольше с друзьями на улице. К тому же денежная мотивация может быстро вой-ти у ребенка в привычку, и вскоре любая просьба будет выполняться только после того, как родители пообещают заплатить. Ребенку в любом возрасте рано думать о деньгах, особенно вытягивая их из родителей, и так создающих все условия, чтобы их школьник ни в чем не нуждался и мог сосредоточиться на получении знаний.

Максим Инсаркин, второклассник:
— Я думаю, что ребенок  должен учиться и стараться получать хорошие оценки не для родителей, а для себя. Это же ему нужно будет выбирать себе профессию, а потом искать работу. Родители уже выросли, стали умными и нашли себе работу, где получают зарплату. Чтобы много зарабатывать, нужно много уметь делать и много знать. Если не учиться в школе, а ждать, когда родители тебе дадут деньги, то точно ничего не добьешься.

Дмитрий Зайцев, отец восьмиклассницы:
— Я считаю, за оценки платить нельзя. Получение знаний само по себе уже должно быть достаточной мотивацией, так и нужно настраивать ребенка. А если все переводить на деньги, то вскоре вы увидите, как у сына или дочери смещаются правильные ориентиры и самым главным становится получение награды. И вообще, в семье не должно быть никаких коммерческих проектов, иначе однажды придется пожать горькие плоды. Родители помогают детям и дети — родителям. И никаких денег. 

Анастасия Перова, семиклассница:
 — Без сомнения, плата за оценки помогла бы лично мне учиться лучше – появилась бы очень привлекательная цель, ради которой можно стараться. Деньги любят все, и дети не исключение. Те, кто помладше, скорее всего, воспримут все это как игру, ну а старшеклассники будут относиться к учебе как к работе, которую родители справедливо оплачивают. Думаю, понравится и тем, и другим. К тому же, интерес не пропадет, ведь деньги имеют свойство заканчиваться.

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии