Чтобы раз и навсегда

Чтобы раз и навсегда

Националы и специалисты делятся секретами крепкой семьи

В современном обществе развод не является чем-то сверхъестественным. А всего несколько десятилетий назад неспособность сохранить брак у многих народов считалась позором. 

Где-то минус, где-то плюс
В 2019 году, объявленном в России Годом семьи, число разводов в Югорске сократилось до 224. К сожалению, не все демографические показатели муниципалитета так порадовали специалистов. По словам начальника отдела ЗАГС администрации Югорска Тамары Сафоновой, за минувший год было зарегистрировано 1 434 акта гражданского состояния, что на 52 меньше, нежели в 2018-м. «Подобное снижение во многом обусловлено сокращением числа рождений: с 521 до 460. «Демографическая яма» 90-х годов еще дает о себе знать. Количество пар, создающих семьи, не увеличивается. Поэтому регистрируется все меньше появляющихся на свет маленьких югорчан. Это проблема не только нашего муниципалитета, но и страны в целом», — отметила Тамара Николаевна. По данным Росстата, на 1 января 2020 года постоянными жителями России являлись 146 миллионов 745 тысяч человек. Это на 35,6 тысяч человек (0,02 процента) меньше, чем в начале 2019 года. И даже приток мигрантов не смог исправить ситуацию по неизбежному сокращению численности населения нашей страны, отмечаемому с 2016 года. 
Одной из тенденций последних лет Тамара Сафонова считает возвращение имен, популярных в 60-70-е годы: «Хотя самыми частыми для новорожденных пока остаются женские имена Алиса и София, мужские — Михаил, Александр и Артем, все чаще встречаются Надежда, Вера, Светлана, Леонид, Николай. Среди редких можно отметить Аглаю и Линара».
 Число создаваемых семейных союзов в нашем городе держится на уровне 360-370 в год. «Общаясь с гражданами, понимаем, что молодые люди часто не хотят регистрировать отношения, живя вместе, рожая детей. «Нам это не нужно», — обычно отвечают они, не задумываясь о возможных юридических последствиях своего решения и о том, как в этой официально незарегистрированной семье себя чувствует подрастающий ребенок», — констатирует начальник отдела ЗАГС. Основной возраст вступающих в брак югорчан – 25-35 лет. На этом фоне специалисты традиционно выделяют совсем юных супругов. К примеру, в 2019 году трем югорчанам, создавшим новые семьи, не исполнилось и 16 лет. 

Воспитание примером
В Год семьи специалисты югорского отдела ЗАГС провели несколько необычных семейных праздников. Открыла череду особенных мероприятий торжественная регистрация первых новорожденных в 2019 году. Вторым серьезным событием стал праздник «Семья – источник вдохновения», который состоялся 8 июня. «К нам обратились две супружес­кие пары, которые зарегист­рировали брак 15 лет назад и до сих пор дружат между собой. Они попросили провести их совместную хрустальную свадьбу. Семьи оказались творческими, поэтому юбилей превратился в душевное и красочное событие – с воздушными шарами, профессионально поставленными танцами и интересными поздравлениями, поразившими даже видавших многое регистраторов. Гостями необычного торжества, объединившего две семьи, стали не только дети юбиляров, друзья и родственники, но и представители местных властей, а также начальник управления ЗАГС ХМАО-Югры. До сих пор пары вспоминают об этом событии со слезами на глазах», — отметила Тамара Сафонова, добавив, что в 2019 году в Югорске торжественно чествовали 11 семей-юбиляров. Еще одним уникальным для нашего города событием стала регистрация впервые родившихся в Югорске тройняшек. «Насколько хватает сил, времени и творческой энергии, вкладываем душу в подобные мероприятия, поскольку понимаем, как это важно для семей, — признается Тамара Николаевна.- Приятно, когда годовщины совместной жизни собирают несколько поколений одной династии. Надеемся, что юбиляры становятся примером крепких отношений для детей и внуков. Независимо от тематики года наши специалисты ратуют за сохранение семейных ценностей и традиций. Естественно, кардинально в городе мы ничего не меняем, но проведением подобных мероприятий стараемся вносить свой небольшой вклад в правильное семейное воспитание жителей Югорска». 

Пример HTML-страницы

Из глубины веков 
А что же сами люди? Ведь разные народы, благодаря обычаям и традициям, передающимся из поколения в поколение, издревле пытались сформировать у молодежи представление о нерушимости родственных связей, стремление построить крепкую семью, родить детей, которые смогут поддержать своих родителей в старости. С вопросом: «Какие традиции, способствующие укреплению семьи, существуют у вашего народа?» мы обратились к представителям разных национальных диаспор города. И узнали много интересного.

Кудри — для благопоучия. 
Как рассказала активист общественной организации «Лумпеледыш» Светлана Сафаргалеева, у марийцев свадьба сопровождалась сразу несколькими обрядами. Например, обычай «вуйым путырат», когда перед свадьбой крестная мать жениха «завивала» маслом кудри невесте, заговаривая на благополучие семьи. Непосредственно в день регистрации брака в доме невесты молодые трижды обходили вокруг стола «по солнцу», а сама девушка, покидая родные пенаты, старалась не оборачиваться назад. Так она прощалась со своим домом, вступая в счастливую семейную жизнь. Свадебный кортеж, забрав невесту, как правило, останавливался у самого крепкого и большого дерева, в которое свидетель как можно выше от земли втыкал иголку с ниткой – символ неразлучности молодых. Возвращаясь после официальной регистрации в дом жениха, невеста первым делом наступала на подушку, чтобы жизнь молодой семьи была легкой, как перо. А еще для укрепления союза марийцы (язычники) ходили в священные рощи на кумалтыш (моление) и просили богов о сохранения мира в семье. Уклад жизни этого народа долгие годы подчинялся принятому в общине порядку, где развод сопровождался ярко выраженным общественным порицанием и даже осмеянием. Решивших расстаться супругов привязывали спинами друг к другу и держали на лобном месте до того момента, пока представители общины не вынесут свое решение на их счет. Только после получения согласия шести выборных представителей общины брак аннулировался. Жене, решившей уйти от супруга по своему желанию, обрезали косы, чтобы впредь она не смогла носить головной убор замужней женщины. Неудивительно, что при таком подходе разводы у мари встречались крайне редко.

Взращивая воинов 
У кочевого калмыцкого народа, как рассказывает его представитель Баир Омакаев, каждый новый союз был направлен в первую очередь на укрепление рода (тохм). Поэтому, подыскивая хорошую партию сыну или дочери, родители смотрели на «правильность» и авторитет той семьи, с которой планировали породниться. Мнение молодых в этом случае редко принимали во внимание. В возрасте десяти лет будущих супругов знакомили между собой, а когда те подрастали – устраивали  свадьбу. Предварительно организовывали сватовство. Родственники жениха привозили родителям невесты подарки, барана, а то и нескольких, сладости. Калыма у калмыков (ойратов) не предусматривалось, но ценность вещей, которые семья жениха передавала родственникам невесты, могла быть значительной. Для новобрачных ставили отдельную кибитку, причем со стороны парня требовалось соорудить само жилище, а родители невесты занимались его внутренним убранством. Свадьбу, учитывая многочисленную родню (калмыки чтят своих предков до седьмого колена), играли несколько дней: сначала у невесты, потом у жениха. «В первый день родственники жениха, сопровождая его, едут за невестой и гуляют вместе с ее многочисленной родней. На следующий день наоборот: «свита» невесты едет в дом жениха и празднует радостное событие там. На нашей свадьбе с моей стороны было 150 гос­тей, со стороны жены Натальи – тоже 150. Это считается немного. Сейчас ойраты делают проще и арендуют банкетный зал, способный вместить сразу 300-500 человек, что позволяет одновременно пригласить на свадьбу родственников с обеих сторон», — отмечает Баир Васильевич. Также он рассказал, что замужество сопровождалось для невесты важным обрядом «разделения косы», символизировавшим отказ от родительской семьи и приобретение нового статуса. Выходя замуж, девушка даже получала новое имя, что означало переход в другой род и начало новой жизни. У калмыков говорят, что сына нужно воспитывать в кулаке, а дочь носить на ладони. Поэтому дочерей в родительских семьях принято холить и лелеять, а сыновей растить в строгости и дисциплине. У ойратов есть пословица: «Воспитываешь сына — растишь воина, воспитываешь дочь — растишь нацию». Если мальчику с ранних лет пытаются привить мужество, решительность, смелость, то девочке – доброту и нравственность, которые она, повзрослев, будет воспитывать в  своих детях. Кстати, в калмыцкой семье принято беспрекословное подчинение детей матери, уважение к ней мужа. «Развод, равно как и отказ заботиться о пожилых родственниках, считался ослаблением рода. Поэтому порицался обществом, оставаясь долгие годы позорным пятном на репутации всей семьи», — поясняет Баир Омакаев.

Обязательный никах 
У татар и башкир основную роль в появлении молодой семьи играла сваха (димче кярчык). Эта пожилая женщина, общительная и уважаемая односельчанами, ходила по деревне и присматривала хороших невест. «Когда мы были маленькие и видели бабушку-сваху в брюках, одна штанина которых заправлялась в сапог, а вторая нарочно болталась поверх голенища, понимали — идет сватать», — вспоминает активист татаро-башкирской общественной организации «Булгар» Римма Загидуллина. Самым значимым в ритуале создания семьи считался обряд никах (бракосочетание), проводимый муллой в присутствии двух свидетелей-мужчин. Этот момент означал фактическое вступление молодых в семейные отношения. Жених к церемонии собирал деньги (мэхэр), чтобы выкупить невесту. Девушка и ее родители, со своей стороны, готовили приданое (постельное белье, занавески, носовые платки, фартуки), используемое для  последующего обустройства и украшения дома молодых. «У нас в семье было шесть дочек, поэтому мама для каждой складывала отдельную стопку из постельных принадлежностей и фартуков в большом сундуке. Осенью, когда резали гусей, собирали пух и перо на подушки. Приготовив, их держали на чердаке, чтобы сохранить до свадьбы, — вспоминает Римма Мухипулловна. — Кстати, вышитое полотенце невесты использовали во время обряда никах, а после бережно хранили в семье, как символ крепкого брака». Только после проведения муллой церемонии молодые могли регистрировать отношения в официальных учреждениях и планировать детей. Разводы у татар и башкир случались редко, хотя после принятия ислама для его осуществления мужчине было достаточно три раза сказать жене «талак». Этим правом мужчины старались не злоупотреблять, тем более, что новую понравившуюся девушку можно было привести в дом в качестве второй жены. Мужчине разрешалось иметь до четырех жен, если он может их обеспечить. Объясняется все тем, что татары, принявшие ислам, сотни лет находились в состоянии вой­ны. Главы семейств погибали, и женщины с детьми оставались без кормильца. Поэтому вдову в качестве еще одной жены могли взять к себе родственники мужа, знакомые, друзья. Жены в семьях не работали, а всецело посвящали себя дому и воспитанию детей. Развод и возвращение к родителям от мужа считалось позором не только для самой девушки, но и для ее родителей, поэтому женщины всячески старались сохранить брак. Сегодня эти традиции ушли в прошлое, но многоженство по-прежнему можно встретить в глухих татарских деревушках.

С пониманием и юмором
Однако не традициями едиными крепка семья. Вот что супругам советуют психологи. 
1. Учитесь общаться. Делитесь друг с другом не только событиями дня, но и чувствами, эмоциями.
2. Старайтесь интересно проводить совместное время. 
3. Проявляйте любовь к своему спутнику. Человек, который уверен, что его любят, не так болезненно воспринимает критику и готов пойти на уступки.
4. Выявите критические точки в семье, раз за разом вызывающие проблемы. Именно пара таких спорных моментов часто портит семейные отношения. Найдя слабые места, старайтесь осторожно их локализовать. 
5. Решайте проблемы по мере возникновения. Не накапливайте их до той поры, когда вы уже не сможете разговаривать спокойно. 
6. Не выливайте раздражение и негатив на спутника. В таком состоянии вы явно получите полноценный конфликт.
7. Используйте чувство юмора. Помните, спокойный доброжелательный диалог поможет удачнее разрешить ситуацию. 

Посадил дерево — разводись
В нашей стране супругам, принявшим решение развестись, дается больше месяца после подачи соответствующего заявления в отдел ЗАГС, чтобы тщательно обдумать свое решение. Больше половины браков в России расторгаются после судебных разбирательств – если есть имущественные претензии, несогласие одного из супругов, общие несовершеннолетние дети, что тоже занимает определенное время. На Филиппинах и того сложнее. Надоевшие друг другу супруги для развода должны получить разрешение от Сената страны или известного своей эксцентричностью президента Дутерте. Власти острова Ява в Индонезии издали постановление, предписывающее каждому желающему освободиться от уз брака, посадить пять деревьев. К слову, деревья приходится сажать и при вступлении в брак. Объясняется такая любовь к природе засушливым климатом острова, мешающим деревьям хорошо приживаться. В Турции мужчина должен содержать семью даже после того, как фактически ушел из нее. Сам развод для турецких мужчин тоже дорогое удовольствие. Приходится оплачивать все судебные издержки, в том числе адвоката жены. В Объединенных Арабских Эмиратах, напротив, не нужно годами ходить по судам для расторжения брака. Достаточно трижды произнести слово «талак», что в переводе с арабского означает «я разведусь с тобой». 

При подготовке материала использована информация с сайтов rbc.ru, rg.ru, cvr-nsk.ucoz.ru, zefirka.net, wciom.ru, ria.ru

На фото: Психологи рекомендуют супругам делиться переживаниями, не накапливать негативных эмоций, а также постараться локализовать критические точки, раз за разом приводящие к конфликтам.

Автор: Татьяна ДЕРГАЧЕВА

 

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии