В законе об автогражданском страховании произошли изменения
Наличие полиса ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев и служит гарантией возмещения ущерба пострадавшим в ДТП по вине водителя, заключившего договор страхования. О том, какие новшества появились в данной сфере за последнее время, а также об изменениях процедуры европротокола нам рассказала директор югорского агентства государственной страховой компании «Югория» Татьяна Колосова.
Татьяна Сергеевна, какие изменения, связанные с обязательным страхованием автогражданской ответственности, появились в законе?
— С 1 января 2018 года изменения претерпели бланки ОСАГО. В правом верхнем углу появился QR-код. С его помощью можно перейти на официальный сайт РСА. Открывшаяся страничка покажет название страховой компании, выдавшей полис, номер и дату выдачи документа, а также срок действия полиса. Также по гиперссылке будут доступны имена страхователя и владельца, марка и модель машины. В случае оформления аварии без сотрудников ГИБДД можно легко проверить, является ли полис второго участника аварии действительным. В новой редакции появилось уточнение о том, что наносимый на полис ОСАГО двухмерный штриховой QR-код не обязательно должен быть напечатан «типографским способом».
«Период охлаждения» увеличен с пяти до 14 дней. Под этим термином подразумевается время, в течение которого человек может без каких-либо последствий для себя отказаться от купленной страховки. Деньги за полис ему будут возвращены, за исключением суммы за те дни, в которые он пользовался данным полисом.
В правилах также появились изменения, предполагающие, что клиент страховой компании в момент подачи заявления о страховом возмещении по ОСАГО теперь не обязан прилагать к заявлению справку о ДТП, выданную ГИБДД по форме приказа МВД № 154.
Что изменилось в процедуре европротокола?
— С 1 июня 2018 года максимальный размер выплат по европротоколу увеличен до 100 тысяч рублей на каждое транспортное средство для всех жителей России (кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в этих регионах сумма не более 400 тыс. рублей на каждое транспортное средство). Это означает, что при ДТП, в котором участвовало два автомобиля, имеющие полис ОСАГО, в случае, если вред причинен транспортным средствам не более чем на 100 тыс. рублей на каждое, а пострадавших среди пассажиров нет, ДТП должны быть оформлены без вызова сотрудников ГИБДД по европротоколу и зафиксированы в извещении о ДТП, согласно ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО».
Извещение о ДТП, заполненное без участия сотрудников ГИБДД, составляется в двух экземплярах. В пятидневный срок с момента аварии оно должно быть передано каждым водителем своему страховщику. Рекомендуем сделать копию, на которой нужно поставить отметку о сдаче извещения в свою страховую компанию.
Потерпевший к извещению, заполненному совместно с другим водителем, прикладывает заявление о прямом возмещении убытков. В бланке извещения о ДТП должно быть указано отсутствие либо наличие разногласий о причинах аварии и характере причиненных повреждений транспортным средствам.
Если нет единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их с помощью технических средств контроля, обеспечивающих фиксацию и передачу данных, с помощью ГЛОНАСС или с помощью специального программного обеспечения, приложения, которое устанавливается на смартфонах. Кроме того, эти разногласия должны быть обязательно внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии.
Некоторые водители, попавшие в аварию, предпочитают не заниматься необходимыми формальностями лично, а обращаются к посредникам, которые обещают оформить документы, избавив заказчика от хлопот. Какими могут быть последствия таких обращений?
— У автоюристов есть несколько стандартных схем, главная цель которых – выбить как можно больше денег из страховой компании и клиента, но при этом заплатить клиенту как можно меньше. Например, когда вы оформляете нотариальную доверенность на автоюриста, обычно в перечень полномочий включен и такой пункт, как право на получение за клиента денежных средств. Нередки случаи, когда автоюристы сообщали клиенту, что деньги взыскать не удалось, а на деле забирали их себе. Через год человеку приходило уведомление из налоговой инспекции о том, что в его пользу были взысканы денежные средства и он должен уплатить подоходный налог со всей взысканной со страховой компании суммы. Тогда он пытался обратиться к автоюристам, а их уже и след простыл. Это самая простая схема. Что еще может быть? Клиент договорился о какой-то сумме за услуги автоюриста. Но в процессе дела ему начинают выставлять счета за экспертизу, почтовые расходы, судебные расходы и пр. И он платит, хотя изначально на эти траты не рассчитывал.
Типичные проблемные истории клиентов вы можете посмотреть на Ютубе по запросу «Автоюристы». Кстати, недавно одни из «героев» ролика – автоюристы компании «Территория права» из Екатеринбурга — открыли офис в Сургуте. Так что советуем северянам быть бдительными! Внимательно читайте договор, обращайте особое внимание на детали, связанные с оплатой.
И помните, что в случаях, когда человек судится со страховыми компаниями, у него автоматически формируется негативная страховая история. В перспективе страховщики не будут лояльны к данному клиенту. Так что лучше не обращайтесь к автоюристам, все вопросы можно и нужно решить со своей страховой компанией!
Подготовила Анастасия Шмелева.