Для первопроходца Василия Попинова лучшего места для жизни, чем наш город, не было и нет. В поселок Комсомольский Василий Николаевич Попинов прибыл спустя год после его основания – в 1963-м

Для первопроходца Василия Попинова лучшего места для жизни, чем наш город, не было и нет. В поселок Комсомольский Василий Николаевич Попинов прибыл спустя год после его основания – в 1963-м, и о своем решении остаться здесь, принятом под впечатлением от величия тайги, потом не пожалел ни разу. Многие тысячи километров таежных дорог преодолел он за баранкой, в числе других тружеников выковывая славу Комсомольского леспромхоза. Здесь росли его сыновья и внуки, а сейчас подрастают и правнуки, здесь остаются верными друзья. Югорск он по праву называет своим домом, своей второй родиной и своей судьбой.

Человек, помнящий, с чего все начиналось
Двухквартирные дома из бруса на улице Попова несут в себе отпечаток ушедшей эпохи. Они встречали новоселов во второй половине 60-х годов прошлого века, разрешая жилищную проблему в молодом поселке Комсомольском. Немало событий с тех пор наблюдали они своими окнами-глазницами – как асфальтировались дороги, как по соседству вырастало многоэтажное здание предприятия «Газпром трансгаз Югорск», как поселок не только по названию своему, но и по облику превращался в город. Много воспоминаний хранит и владелец одного из таких домов – Василий Николаевич Попинов, в Югорске проживая 59 лет, он не понаслышке знает, как все здесь начиналось. «Я приехал в сентябре 1963 года, в Комсомольском тогда уже были фельдшерский пункт, столовая, магазин, который назывался «Елисеевский», несколько домов в капитальном исполнении. Обеспечивать все прибывающее население в поселке жильем не успевали: кто в землянках обосновывался, кто строил времянки. В небольшой квартирке на улице Спортивной мы ютились тремя семьями – мы, брат жены с супругой и детьми и тесть с тещей. Свою первую жилплощадь мы получили в 1965 году в щитовом шестиквартирнике, через два года нам дали этот дом», – обведя рукой пространство вокруг, говорит Василий Николаевич.

В свои 87 лет мой собеседник статен, подтянут и бодр. Приготовив пачку черно-белых, местами пожелтевших от времени фотографий, свое повествование он ведет сдержанно, неспешно. В его речи, простой и ясной, предстают факты из оказавшихся связанными истории города и личной биографии. Детство Василия Николаевича пришлось на тяжелые военные годы: отец и старший брат отправились на фронт, в деревне Панино Костромской области шестилетним мальчиком он остался вместе с матерью. Жили голодно, бедно. После войны, окончив семь классов школы, Василий попросился в местный лесопункт – для восстановления разрушенного хозяйства стране требовались древесина и рабочие руки для ее заготовки и обработки. Увидев стремление и трудолюбие парня, в леспромхозе его направили на курсы трактористов, после чего он «сел» на трелевочник. Настало 18-летие, и Василия призвали в армию – служил он в авиации, а по возвращении в 1957-м вновь стал трелевать лес на тракторе. Тут как раз и девушка хорошая повстречалась, в деревню вместе с родителями она приехала издалека и тоже обратила внимание на бравого, работящего парня, сыграли свадьбу. Брат новоиспеченной жены Нины Николаевны трудился в Комсомольском, в качестве технорука налаживал лесозаготовку в только что открывшемся леспромхозе. Он и пригласил молодую чету на Север, авось, понравится. На разведку Василий Николаевич отправился вместе с тестем, опытным лесозаготовителем.

Василий Попинов рядом со своим УРАЛом.

Василий Попинов рядом со своим УРАЛом.

Никуда я не уеду – буду здесь работать, жить!
«Железная дорога была только до Ивделя, оттуда до Першино мы двигались пешком, от Першино до Комсомольского по новеньким железнодорожным путям добирались в вагончике. Тайга простиралась на многие километры вперед – какое поле для приложения трудов человеческих! Захотелось тут остаться, чтобы строить и созидать. В Панинском лесопункте дело шло к закрытию: участок был небольшой, работали всего четыре трактора. В Комсомольском же чувствовался потенциал будущего крупнейшего предприятия – нужны были люди разных профессий», – вспоминает Василий Николаевич. Через три дня после приезда он уже вышел на смену в леспромхоз и дал весточку домой. Вскоре в новообразованный поселок приехала и жена, в одной руке держа чемоданчик, в другой – сжимая ладошку трехлетнего Володи. Имущества особо не было, самым ценным, что имелось тогда у молодой семьи, был сын.

Нину Николаевну приняли на работу бракером на нижний склад, Василий Николаевич трудился сначала лесорубом, потом бригадиром-механиком. Затем нашего героя, что с техникой на «ты», направили в лесотехшколу в Заводоуковск, исполнилась его давняя мечта – стать шофером. С того момента, как ему «выдали» огромную лесовозную машину КрАЗ, в его трудовой биографии открылась новая страница, полная романтики дальних дорог и подстерегающих опасностей.

Лес возили круглогодично – и по скованному льдом зимнику в 40-градусный мороз, и по местами непроходимым колеям в весеннюю распутицу. Лесозаготовительными бригадами осваивались все новые участки лесного массива, все дальше от поселка уходил и КрАЗ Василия Попинова, чтобы вернуться доверху нагруженным хлыстами. На заре становления леспромхоза челюстных погрузчиков еще не было, погрузка поваленных деревьев на лесовоз осуществлялась трактором и требовала большого мастерства от всех участников этого процесса.

Случалось всякое. «Бывало, в пути повреждалось или слетало колесо, а оно одно порядка 300 килограммов весит – поднимал, хорошо, если с кем-то вдвоем. Подсобить попавшему в беду товарищу – шоферской закон: и я помогал, и мне помогали», – говорит опытный водитель.

«Хотелось доказать, что можем больше, лучше»
Комсомольский леспромхоз развивался, набирал свою мощь – росла и его слава. Передовик во всем, он был своеобразной экспериментальной площадкой для внедрения нового – и в технологии лесозаготовок, и в оснащении оборудованием, и в организации труда. Наряду с другими подразделениями шоферы лесовозов перешли сначала на двухсменный режим работы, потом на трехсменный, но людей не хватало, и Василий Попинов вместе с напарником годами трудились по 12 часов каждый день. «Единственным выходным было воскресенье, но часто сам лично директор приходил и просил: «Ребята, сможете сегодня поработать? Лес заготовили – надо вывозить…» А мы ему отвечали: «Смогем!» Уставали, конечно, страшно: пришел домой, поел, провалился в сон, проснулся – и снова на работу. Но тогда на этом не акцентировали внимание, цель была – выполнить план, а мы его даже перевыполняли. Между предприятиями тогда разворачивалось соцсоревнование, шутка ли, на наш леспромхоз равнялась вся страна, и нам хотелось доказать, что можем еще больше, лучше», – делится Василий Николаевич.

В 1974 году высококвалифицированного шофера переманил Михаил Андреевич Панков, директор Комсомольского лесхоза – кроме лесовосстановительных работ здесь также велась лесозаготовка. Пересев на УРАЛ, шестнадцать лет Василий Попинов отдал этому предприятию, исколесил в окрестностях поселка все лесные дороги, без задержек и потерь доставляя на обработку ценный груз.

По труду, как говорится, и честь. В коллекции наград водителя, накопившейся у него за более чем 30 лет труда в лесной промышленности, есть значки «За работу без аварий» разной степени, знаки победителя соцсоревнования и ударника XI пятилетки. Благодаря последнему, говорит наш герой, в 1985-м он купил «Волгу». В свободной продаже ее тогда не было, и, зная страсть своего лучшего шофера к машинам, руководство лесокомбината выхлопотало этот автомобиль для него. «Я потом всех женихов и невест поселка на свадьбах возил, так что супруга даже запротестовала, – улыбается Василий Николаевич. – Но мечтой моей была не «Волга», а УАЗик. Через несколько лет на него я свою «Волгу» у человека с Украины выменял, да так удачно – такой модели во всем поселке больше не было, нет и сейчас». По работе связанный с лесом, отдыхать Василий Попинов любил тоже на природе. В свои редкие выходные он отправлялся в лес дичь пострелять или на речку поймать рыбы. Его легендарный УАЗик на ходу вот уже 30 лет.

Лесной промышленности Василий Николаевич отдал более 30 лет, за это время у него накопилось немало наград. Есть значки «За работу без аварий» разной степени, а еще он был признан победителем соцсоревнования в 1976 году и ударником XI пятилетки в 1985-м.

Лесной промышленности Василий Николаевич отдал более 30 лет, за это время у него накопилось немало наград. Есть значки «За работу без аварий» разной степени, а еще он был признан победителем соцсоревнования в 1976 году и ударником XI пятилетки в 1985-м.

Город, который дорог
Рассказывая, Василий Николаевич пролистывает одну за другой страницы своей жизни. В 1966 году в семье Попиновых появился второй сын Андрюша. Вот уверенным шагом в школу идет его старший брат, а подрастя, и он бежит за ним следом с портфелем в руках. Вот своих уже почти взрослых сыновей родители провожают на учебу в тюменский техникум, потом – в армию, дают наставления при устройстве на работу. Справляются свадьбы, рождаются внуки. Годы летят. Дом из бруса на Попова, окнами некогда глядящий на своих собратьев на другой стороне улицы, сегодня созерцает высотное здание газотранспортного предприятия. Стал привычен для него и шум проезжающих мимо легковых автомобилей, которых когда-то в поселке можно было по пальцам пересчитать.

«Город преобразился, не то слово! Стал благоустроеннее, красивей – глаз радуется! Мне кажется, настолько уютных, как наш, городков, нет нигде больше на свете, – восклицает первопроходец. – Я никогда не жалел, что судьба свела меня с этим местом, я считаю, мне крупно повезло, что я оказался здесь, здесь работал и живу. И где бы я ни был – в командировке ли, в отпуске, даже на малой родине – мне всегда хотелось вернуться домой, в Югорск».

Автор: Татьяна Бебых