Всемирная организация здравоохранения приводит печальную статистику: ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает порядка 1,3 млн человек по всему миру, от 20 до 50 млн граждан получают травмы. В числе главных факторов риска наряду с превышением скорости и ездой в пьяном виде упоминается и невнимательность водителя при управлении автомобилем.

НЕ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР
Многие автолюбители во время движения отвлекаются от дороги на посторонние дела: одни «экономят время», перекусывая прямо за рулем, другие тянутся к бардачку за салфеткой, дамы поправляют макияж, – в это время они не только отводят взгляд с проезжей части, но и убирают с руля одну, а то и обе руки. «Это так называемое невнимательное вождение, когда водитель не полностью сосредоточен на дорожной обстановке, – поясняет врио инспектора по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Югорску, лейтенант полиции Станислав Кириллов. – Данная проблема актуальна и для нашего города. К сожалению, многие уверены, что продолжают полностью контролировать ситуацию на дороге, разговаривая по телефону или даже набирая сообщение. Однако доказано, что реакция на дорожную ситуацию у водителя, отвечающего на звонок даже при помощи блютуз-системы, такая же, как у подвыпившего человека. Поэтому такие автолюбители в два раза чаще становятся участниками ДТП по сравнению с теми, кто не имеет привычки говорить по телефону во время движения». Напомним, в России за использование мобильного телефона, если водитель держит его в руке, положен штраф в размере 1 500 рублей. В Югорске инспекторы Госавтоинспекции привлекают к ответственности за данное нарушение по 6-7 человек в месяц. «По моим наблюдениям, примерно треть водителей не знает о данном пункте Правил дорожного движения, – говорит Станислав Кириллов. – Я не раз сталкивался с ситуацией, когда гражданин, останавливаясь по требованию сотрудника ГИБДД, параллельно продолжает телефонный разговор».

НЕ ХВАТИЛО СЕКУНДЫ
Отдельная тема – это наушники в ушах водителя или громкая музыка в салоне машины – и то, и другое заглушает естественные уличные звуки, которые также позволяют ориентироваться в обстановке на дороге. Порой мы слышим опасность прежде, чем видим ее, и, например, можем не заметить приближение других транспортных средств. «Отвлекать может и курение, и употребление пищи, и разговоры с пассажирами – факторов очень много, – добавляет Станислав Кириллов. – В качестве примеров невнимательного вождения хочу привести два ДТП с участием несовершеннолетних, которые недавно произошли в Югорске. 24 апреля происшествие случилось у дома 15 на ул. Никольской, 14 мая – у дома 14 на ул. Ленина. В обоих случаях водители в самый последний момент заметили несовершеннолетних пешеходов, переходящих проезжую часть по нерегулируемым переходам, и затормозили слишком поздно. В результате и тот, и другой совершили наезд на детей. Это говорит о том, что оба водителя отвлеклись от дороги, их внимание явно было занято чем-то посторонним».

ВСЯ НАДЕЖДА НА СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Как повлиять на водителей и добиться внимательного вождения? Общественный деятель Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает внедрить законодательные меры, которые бы послужили мотивом для отказа от отвлекающих факторов, а именно штрафы за прием пищи и нанесение макияжа во время управления автомобилем. Кроме того, автор проекта считает нужным запретить вождение босиком или в опасной обуви, что тоже нередко становится причиной аварий, а также пользоваться наушниками. Со своими предложениями Дмитрий Давыдов обратился в Совет Федерации в ноябре прошлого года. Проект был передан в министерство юстиции и МВД, однако пока не нашел поддержки в этих ведомствах.

«Я думаю, стоит размещать в Интернете социальные ролики на тему невнимательного вождения, в том числе рассказывать о негативным опыте других водителей, – считает Станислав Кириллов. – Ну и, конечно, надеться на сознательность самих граждан».

МНЕНИЯ
Александр НИФОНТОВ,
стаж вождения 12 лет:
– Стараюсь не отвлекаться в дороге, хотя это не всегда получается. Бывает, что ухожу в свои мысли или отвечаю на телефонный звонок, при этом говорю при помощи гарнитуры, чтобы не занимать руки. Но вообще согласен, что даже в таком виде разговоры отвлекают от дороги. Наверное, спасает то, что движение в небольшом городке не столь интенсивное. Когда приходится ехать по крупному городу, отвлекаться не рискую вовсе. Думаю, водителям стоит постоянно напоминать о том, что дорога не прощает ошибок. На меня сильное впечатление производят баннеры с изображением разбитых машин и надписью «Тебя ждут дома».

Михаил ТАБАКОВ,
стаж вождения 14 лет:
– На звонки отвечаю только в крайних случаях, сообщения в дороге не пишу и не ем за рулем. Вообще, основная причина, по которой я отвлекаюсь от ситуации на проезжей части, – это некомфортная дорога с выбоинами. Вместо того, чтобы следить за другими участниками движения, невольно все внимание направляется на то, чтобы аккуратно объехать яму.

Думаю, повлиять на водителей можно только угрозой штрафа, но пока он положен лишь за пользование телефоном. Cотрудникам ДПС, считаю, нужно на это направлять больше внимания, проводить специальные рейды, тогда привычка пользоваться мобильным во время езды постепенно сойдет на нет – точно так же, как в свое время это было с ремнями безопасности. Когда ввели штраф за не пристегнутый ремень, многие стали пристегиваться не ради своей безопасности, а чтобы «штраф не дали», как бы парадоксально это ни звучало. Но со временем это вошло в привычку.

Светлана НОСОВА,
стаж вождения 20 лет:
– Езжу очень аккуратно, тем более что часто в автомобиле со мной сыновья. Но так было не всегда: по молодости, когда только получила права, могла и губы накрасить, и причесаться во время движения, и пить кофе, не останавливая машину. Страха перед дорогой не было. Так продолжалось до первой аварии, в которой, к счастью, люди не пострадали – тогда я не рассчитала дистанцию и въехала в машину впереди. Советую автолюбителям не рисковать своей жизнью и учиться на чужом опыте, тем более что печальных примеров вокруг больше чем достаточно.

 

С НАЧАЛА 2022 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ЮГОРСКА ПРОИЗОШЛО 130 ДТП
Среди наиболее частых причин названы неаккуратное движение задним ходом, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, а также непредоставление преимущества водителями, выезжающими с второстепенных дорог, транспортным средствам, движущимся по главной дороге. «При этом те, кто едет по главной дороге, зачастую превышают скорость, – отметил Станислав Кириллов. – Они рассчитывают, что им должны уступить дорогу, а если этого не происходит, не успевают среагировать на дорожную ситуацию, в результате совершается столкновение».

Автор: Анастасия Шмелева