Рекомендации по организации режима дня школьника

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня — это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности. Особенно это актуально для первоклассника, так как помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке и правильно сбалансировать учёбу и отдых. При построении режима школьника необходимо чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон.

Обязательные элементы режима дня включают:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

Пример HTML-страницы

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Рекомендуется 4-5-разовое питание, Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов. Важно, чтобы горячее питание ребенок получал в школе. В каждом образовательном учреждении разработаны комплексы обедов (завтраков) исходя из рекомендованных норм потребления продуктов, с учетом потребности школьника в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности (калорийности), компенсирующей энергозатраты в течение учебного дня. Очень важно включать ежедневно в меню детей молоко, мясные и кисломолочные продукты, сыры, овощные блюда, фрукты, блюда с растительными маслами, каши. Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня. Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов, в среднем — 2,5-3 часа, в старшем — 2-2,5 часа.

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий продолжительность урока не должна превышать 40 минут, обучение для второй смены должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Продолжительность использования электронных средств обучения суммарно в день дома (включая досуговую деятельность) для учащихся 1-4 классов составляет 80-90 минут, для 5-9 классов – не более 120 минут, для 10-11 классов не более 170 минут.

Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности

детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др. Недельный объем внеурочной деятельности суммарно не должен превышать 10 часов.

Все дополнительные занятия не должны проводиться в ущерб отдыху, прогулке. Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов.

Свободное время учащийся использует по своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьника младшего возраста — 1-1,5 часа, среднего и старшего — 1,5-2,5 часа в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на планшете, компьютере, просмотр телепередач.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

• в 7-10 лет — 11-10 ч.;

• в 11-14 лет — 10-9 ч.;

• в 15-17 лет — 9-8 ч.

Полноценным сном является сон не только определенной продолжительности, но и достаточной глубины. Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, чтение и т. п. Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 минут. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья ребенка. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме.

Выполнение этих рекомендаций предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка.

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии