На зарядку становись: как в России создается инфраструктура для электромобилей

На зарядку становись: как в России создается инфраструктура для электромобилей

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 23 августа 2021 года утвердил концепцию развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в России. Она касается практически всех категорий автомобилей: от легковых машин и автобусов до больших тягачей. Согласно документу к 2030 году доля выпускаемых электрокаров в общем объеме производства транспортных средств составит 10%. Также к этому времени на территории страны будет запущено не менее 72 тыс. зарядных станций.

«Необходимо сформировать и развитую инфраструктуру зарядных станций, прежде всего так называемых быстрых, создать индустрию по выпуску больших тяговых батарей и всех необходимых к ним элементов», — заявил премьер.

По данным агентства «Автостат», за 2022 год в России было куплено 2998 новых электромобилей. Этот показатель на 33% больше, чем годом ранее, и является рекордным для всего периода существования отечественного авторынка. Более того, если учесть еще и продажи подержанных авто, получится, что в прошлом году 11,5 тыс. гибридных и электрических автомобилей обрели владельцев в нашей стране. 

При этом, по состоянию на июль, по всей стране работало 1600 электрических зарядных станций (ЭЗС). 

По мнению менеджера проекта ЭЗС компании «Интермобилити.Ева» Игоря Платова, доступная зарядная инфраструктура — один из важных факторов покупки электрокара для любого автомобилиста. Многие отказываются от приобретения экологичного транспорта только из-за дефицита электрозарядных станций (ЭЗС) в регионе проживания.

Пример HTML-страницы

«Для популяризации перехода на электротранспорт власти многих стран вводят различные стимулирующие меры, в том числе развивают бесшовную сеть общественных ЭЗС. Например, сейчас в странах Европейского союза стандартом является установка зарядных станций через каждые 60 км. При этом в развитие зарядной инфраструктуры активно инвестируют средства частные компании», — рассказал Платов.

Он добавил, что в столице сегодня электрокары можно бесплатно заряжать на ЭЗС, установленных в рамках  проекта «Энергия Москвы». Подобная мера повышает доступность электромобилей и заставляет автовладельцев задуматься о переходе на экологичный транспорт.

Директор по стратегическому развитию корпорации ПСС Максим Политов, в свою очередь, отмечает необходимость создания сети быстрых зарядных станций, установленных в местах общего пользования, а также обладающих удобным доступом.

«Если вы оставляете электромобиль на длительное время, скажем, на индивидуальном паркинге, то вполне можно воспользоваться медленной зарядкой (то есть, обычной бытовой розеткой) — большинство электрокаров заряжаются на такой станции от 6 до 8 часов. Системы быстрой зарядки приведут автомобиль в готовность через 30–50 минут. Такая инфраструктура уже больше похожа на сеть обычных АЗС, где водитель может залить топливо и отправиться дальше», — сказал собеседник портала.

Выгодное решение

Директор по развитию бизнеса компании «Яблочков» Даниил Сиволожский пояснил, что цена километра движения электромобиля в несколько раз ниже по сравнению с автомобилями на ДВС. Поэтому для компаний, осуществляющих коммерческие перевозки (доставку грузов, почтовые, курьерские услуги), переход на электротранспорт при сопоставимой закупочной стоимости машин даст значительное снижение операционных затрат. По прогнозам эксперта, бизнес коммерческих перевозок одним из первых перейдет на электротранспорт в ближайшие пять лет.

Стоимость зарядки электромобиля зависит от многих факторов, в том числе от того, где пользователь заряжает электрокар (дома или на коммерческой ЭЗС), по какому тарифу (дневному или ночному) и на каком типе терминала (быстром или медленном). 

Директор по развитию компании Touch Петр Мовчан подсчитал, что автомобиль на ДВС расходует около 10 литров бензина на каждые 100 км, что обойдется водителю примерно в 500 рублей. Проехав такое же расстояние, сопоставимый по размерам электрокар потребит 20 кВт, а владелец заплатит 300 рублей, в зависимости от региона и типа зарядки. Средняя стоимость в России 1 кВт — 15 рублей. Если же водитель заряжает электромобиль в домашних условиях, то он потратит 80 рублей за 100 км.

«На зарядку приходится до 15% всех трат на содержание «электрички», в то время как расходы на топливо у владельцев машин с двигателем внутреннего сгорания составляют около 28% от стоимости владения. Кроме того, обладателю электрокара не нужно тратиться на замену свечей зажигания, топливного фильтра, масла, ремня газораспределительного механизма и других «расходников» и запчастей, — считает представитель компании «Интермобилити.Ева».

Он также напомнил о мерах господдержки, которые сегодня существуют в России. Сейчас в ряде регионов для владельцев электрокаров обнулен транспортный налог, а во многих городах нет необходимости платить за парковку.
По его мнению, переход на электромобили — это не только экологичное, но и экономичное решение для большинства владельцев автотранспорта.

Рука помощи

Опрошенные редакцией эксперты сошлись во мнении, что развитие территориальной зарядной инфраструктуры в стране происходит за счет пристального внимания властей к этой отрасли и финансовой государственной поддержке.

По словам Максима Политова, сегодня государство выдает субсидию в размере 60% участникам рынка, которые приобретают зарядную станцию у производителя, в распоряжении которого есть сертификат Минпромторга.

Не секрет, что инвесторам крайне трудно построить высокодоходный бизнес на установке зарядных станций, поскольку в России пока производят мало электромобилей. Как отмечает директор по стратегическому развитию корпорации ПСС, государственная субсидия позволяет бизнесменам устанавливать такие станции без особых финансовых потерь. При этом их появление приводит к увеличению числа электрокаров и открытию соответствующих автосалонов.

По мнению Даниила Сиволожского, одна из ключевых проблем развития сетей зарядок на междугородних трассах заключается в отсутствии доступной подключаемой мощности.

«В большинстве случаев мощности недостаточно для установки быстрых зарядных станций, а ее подведение стоит в несколько раз дороже, чем само зарядное оборудование. Понимая эти проблемы, «Яблочков» разрабатывает ультрабыстрый многопостовой зарядный комплекс с интегрированным накопителем (батареей). Это позволит во время простоя накапливать электроэнергию от любой доступной мощности, а в момент заряда — выдавать ее», — объяснил собеседник портала.

Революция электрокаров

Компания Touch — российский производитель зарядных станций и программного обеспечения для работы зарядной инфраструктуры.

«Мы установили на Сахалине уже порядка 80 зарядных станций. Стоит отметить, что местные власти уделяют особое внимание внедрению «зеленых» технологий. Наши специалисты наладили на острове рабочую инфраструктуру, сделав особый акцент на зарядках в тех местах, где человек обычно проводит много времени — это придомовые и парковые территории, торговые центры», — поделился директор по развитию компании Touch Петр Мовчан.

По его словам, компания также активно работает в Санкт-Петербурге с предприятиями, которые управляют подстанциями в новых жилых районах города.

«Это очень удобно для жителей — они приезжают домой и ставят электрокар заряжаться на всю ночь. На наш взгляд, это та модель, которая должна применяться по всей России. Электрокары сегодня приобретают не только поклонники таких автомобилей, но и те, кто ранее ничего не знал о них. Люди понимают, что это удобно и выгодно, но многие ждут появления зарядной станции в районе проживания, поэтому откладывают покупку», — резюмировал собеседник портала.

Даниил Сиволожский уверен: спрос на электромобили продолжит расти. Статистика последних лет показывает, что российский рынок развивается в соответствии с мировыми трендами.

«Увеличение роста популярности электромобилей и их числа, появление крупных игроков на этом рынке возможно в том случае, если государство расширит меры финансовой поддержки и инициирует появление долгосрочных программ стимулирования отрасли субсидированием, в том числе конечного покупателя», — подчеркнул директор по развитию бизнеса компании «Яблочков».

По мнению менеджера проекта ЭЗС компании «Интермобилити.Ева» Игоря Платова, рынок электромобилей и сопутствующей зарядной инфраструктуры — одна из наиболее перспективных сфер, которую ожидает подъем в течение ближайших нескольких лет.

«Конечно, относительно общего объема машин с ДВС число электромобилей на российском рынке кажется незначительным, но именно темпы роста сбыта электромобилей, поддержка отрасли со стороны властей и общемировой тренд по переходу на экологичные виды транспорта позволяет говорить, что именно электрокары станут скоро одним из самых востребованных средств передвижения», — подытожил эксперт.

Источник

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии