Международный день образования

24 января по инициативе ООН ежегодно отмечается Международный день образования (International Day of Education). Эта дата установлена 3 декабря 2018 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, которую поддержали 58 государств-членов. В документе указано, что образование играет ключевую роль в формировании устойчивого и жизнеспособного общества и способствует достижению целей в области устойчивого развития. Генеральная Ассамблея возложила проведение ключевых мероприятий по празднованию дня на ЮНЕСКО как специализированного учреждения ООН, занимающегося вопросами образования.
 
Право на образование закреплено в Статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Она призывает к обеспечению бесплатного начального образования.
 
Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году, содержит положение об обязанности государств обеспечивать доступность высшего образования для всех.
В сентябре 2015 года мировое сообщество приняло Цели устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года. Образование является ключевым фактором в достижении всех 17 целей. В частности, Цель 4 предусматривает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и предоставление возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Образование предоставляет возможность выбраться из нищеты и обеспечить благосостояние в будущем.
Согласно глобальному докладу ЮНЕСКО «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» (2021), сегодня из восьми миллиардов людей в мире более 95% посещали школу.
За последние 50 лет во всем мире произошло явное снижение доли детей и подростков, не посещающих школу. Если в 1970 году каждый четвертый ребенок не посещал начальную школу, то к 2020 году их доля упала до менее 10%.
В мире также наблюдается рост охвата дошкольным образованием во всех регионах и группах стран с низким уровнем дохода. Глобальный уровень участия вырос с чуть более 15% в 1970 году до 35% в 2000 году, достигнув более 60% в 2019 году.
За последние 50 лет также значительно вырос уровень охвата высшим образованием среди молодежи и взрослого населения. Если в 1970 году он составлял 10%, то в настоящее время – около 40%. По прогнозам, страны с высоким уровнем дохода могут достичь 100% охвата высшим образованием в 2034 году, а страны со средним уровнем дохода достигнут от 60% до 80% к 2050 году.
Эксперты ЮНЕСКО отмечаю, что несмотря на значительный прогресс в расширении образовательных возможностей за последние десятилетия, доступ к высококачественному образованию остается неполным и несправедливым. Сегодня каждый четвертый молодой человек в странах с низким уровнем дохода до сих пор неграмотен.
Несмотря на то, что гендерные разрывы в уровне грамотности взрослых также сократились с 1990 года, они остаются значительными, особенно для бедных слоев населения. В странах с низким доходом более двух из пяти женщин неграмотны.
Сегодня каждый пятый ребенок в странах с низким уровнем доходов и каждый десятый ребенок в мире, или около 250 миллионов детей, все еще не посещают начальную школу. Еще более драматична ситуация на уровне среднего образования. Трое из пяти подростков и молодых людей в странах с низким уровнем дохода в настоящее время не посещают среднюю школу.
Эксперты отмечают, что в мире более одного из четырех учащихся младших классов средней школы и более одного из двух учащихся старших классов средней школы не заканчивают цикл обучения. Около 60% старшеклассников в странах с доходом ниже среднего и почти 90% в странах с низким уровнем дохода бросают школу, не завершив цикл средней школы.
 
В разгар пандемии 90% школьников мира или более 1,6 миллиарда детей и подростков лишились возможности посещать школу. Из них 500 миллионов учащихся не имеют доступа к дистанционному обучению. По данным ЮНЕСКО, школы по-прежнему полностью или частично закрыты в 65 странах, что затрагивает 750 миллионов учащихся.
 
В ноябре 2021 года главы государств и правительств, а также министры образования из более чем 40 стран приняли Парижскую декларацию – глобальный призыв, с которым выступили ЮНЕСКО и Франция, к увеличению инвестиций в образование после кризиса пандемии COVID-19.
 
Россия привержена выполнению Цели устойчивого развития о всеохватном качественном образовании для всех. Охват общим образованием в России составляет более 99%.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в целом по России достигла 99,17%.
По данным федерального статистического наблюдения на начало 2020/21 учебного года, система образования охватывала более 30,5 миллионов детей и молодежи, включая 7,4 миллионов дошкольников всех возрастных категорий, 16,9 миллионов школьников, 3,3 миллиона студентов в системе среднего профессионального образования и 4 миллиона студентов в системе высшего образования, в том числе по очной форме обучения 2,4 миллиона человек (60%).
В образовательных организациях всех уровней на начало 2020/2021 учебного года работали более двух миллионов педагогических работников.
В Российской Федерации более 1,25 миллионов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тысяч детей-инвалидов.
В 2021 году в 39 тысяч российских школ пошли 17 миллионов учащихся. Из них около два миллиона – первоклассники. До 2025 года будет построено 1300 современных школ. Это позволит исключить третью и минимизировать вторую смены.
В системе высшего образования действует 710 организаций, в том числе 497 государственных и муниципальных организаций (70%).
В России реализуется более 650 специальностей по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), ассистентуры-стажировки. Российские вузы также предлагают довузовские подготовительные программы (для подготовки к поступлению в бакалавриат, специалитет и магистратуру), краткосрочные программы (летний университет, семестр в России, летние школы), программы изучения русского языка как иностранного, программы дополнительного образования: профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Россия вносит свой вклад в международные усилия по развитию образования.
Если в 2019/2020 учебном году по квоте было принято на обучение более 13 тысяч иностранных граждан, в 2020/21 – почти 15 тысяч человек, то квота приема на 2021/22 составляет 18 тысяч.
В России существует много льгот для студентов, получающих среднее профессиональное и высшее образование. Они не зависят от гражданства, поэтому все иностранные студенты могут получить те же льготы, что и россияне. Единственные условия – обучение на этом уровне образования в первый раз (для получения первого высшего образования), на дневном отделении и только в вузе с государственной аккредитацией.
В настоящее время в России реализуется Национальный проект «Образование», рассчитанный на 2019-2024 годы. Проект нацелен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проект предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
С 2020 года по инициативе президента России реализуется программа «Земский учитель». Ее цель – привлечь новых педагогов в сельскую местность. По условиям программы, учителя, переехавшие работать в поселки или города с населением до 50 тысяч человек, получают единовременную компенсационную выплату – 1 миллион рублей. Если населенный пункт находится на территории Дальневосточного федерального округа, компенсация составит два миллиона рублей.
В середине 2019 года Россотрудничество запустило более 40 международных проектов по цифровым технологиям для школьников, студентов, педагогов и молодых ученых по всему миру. В процесс было вовлечено более 50 стран и более 30 тысяч человек.
В октябре 2020 года Россотрудничество совместно с Финансовым университетом при правительстве России запустили бесплатные образовательные онлайн-программы от ведущих российских IT-компаний в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Курсы были ориентированы в первую очередь на русскоязычное население в Индии, Индонезии, Вьетнаме, Франции, Ирландии, но пройти их мог любой желающий.
В 2022 году Международный день образования пройдет под девизом «Изменение курса, трансформация образования» (Changing Course, Transforming Education) и станет платформой для демонстрации наиболее важных преобразований, которые необходимо осуществить, чтобы реализовать право каждого человека на образование и построить более устойчивое и мирное будущее.
 
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
 
Фото: РИА Новости / Виталий Тимкив
Источник: ria.ru
Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии