Что ждет Советский район и не только. От местного самоуправления к местному самодержавию

На мягких лапах и пока не очень зримо к россиянам подкрадывается очередная муниципальная реформа. На парламентских кухнях шкварчит и булькает новое блюдо под названием «Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти”».

Водоворот преобразований

Одно то, что этот законопроект был предложен к всеобщему обсуждению непосредственно перед новогодними каникулами, а закончилось оно сразу после них, наводит на размышления. Обычно так делают, когда на самом деле не желают привлекать лишнего внимания общественности, дабы избежать вероятного сопротивления гражданского общества.

Главное преобразование в связи с этой реформой заключается в том, что вместо муниципальных районов вводится новая форма — муниципальный округ. Теперь от малых поселений останется только одно название. С точки зрения административного статуса, разумеется. В них теперь не будет ни глав, ни администраций, ни депутатов, ни, пусть микроскопического, но собственного бюджета. Вместо глав кое-где будут назначены старосты — по сути, на общественных началах, с непонятными полномочиями. Вместо советов депутатов могут появиться общественные советы — с такими же призрачными функциями. Местные администрации будут преобразованы в территориальные представительства центральной администрации. Вся полнота власти и денег будет сосредоточена в районном центре. Там будет располагаться штаб-квартира единого главы и место базирования единой думы.

Теоретически при новой системе глава может избираться путем всеобщего голосования, но на практике такое вряд ли произойдет. Как показывает опыт экспериментальных регионов, главы, в основном, определяются двумя другими дозволенными способами. Первый — путем назначения думой района из числа депутатов. Второй — путем назначения думой же, но уже из предложенных губернатором кандидатов. Второй способ, как не сложно догадаться, более распространен.

Сам же парламент будет формироваться в зависимости от количества душ, проживающих в муниципалитете. Например, в Советском районе он должен будет состоять из двадцати избранников. В этом случае больше половины депутатского корпуса будут представители из райцентра и примерно по одному слуге народа — от каждого поселения. Таким образом, возможность участвовать в формировании местной власти у жителей поселков сузится до избрания раз в пять лет — одного из двадцати депутатов районной думы.

Небольшое отступление. Строго говоря, везде, где используется слово «район» или «районный», на новый лад правильнее было бы употреблять «округ» и «окружной». Но учитывая, что под «округом» мы привыкли понимать не новый муниципальный статус, а регион, во избежание путаницы будем придерживаться привычной лексики.

Пример HTML-страницы

В бумаге

Продолжаем. Для тех, кто еще не понял, подчеркнем, что, например, городу Югорску никоим образом эти преобразования не несут никаких потрясений. А вот Советскому району, как всегда, «повезло» больше: эта реформа перепашет его административно-хозяйственный уклад вдоль и поперек.

Зачем это надо? В таких случаях вдохновители перемен обычно хором утверждают, что жизнь в итоге станет лучше, жизнь станет веселее. Про «веселее» они явно не врут, скучать в этом водовороте перемен точно не придется. По их словам, реформа позволит сократить армию чиновников, упростить систему управления и сэкономить кучу денег, в том числе на «сельских» выборах. И главное, будет достигнута уж вовсе немыслимое — в муниципалитетах появится один конкретный хозяин, ответственный абсолютно за все вокруг.  

И вроде бы на бумаге все, как мы хотели, вполне разумно и благопристойно, если бы не одно больное НО. Это НО — мнение ряда исследователей, которые анализируют уже имеющийся опыт пилотных регионов. Да, как мы упоминали выше, есть регионы, которые в той или иной мере уже испробовали новую систему на своей шкуре. Как утверждают эти эксперты, их экспедиции в такие укрупненные муниципалитеты показали совсем иную и далеко не благостную картину.

На деле

Итак, что касается экономии на сокращении поголовья бюрократов. Да, главы малых поселений пошли «под нож», но их не так уж много и было. Главная масса, кого распустили по домам, — местные депутаты. Но они и так работали на бесплатной основе, что с них взять? Чиновники администраций. Тут, как всегда, они долго двигали свои столы и кресла, но в итоге нашли, куда их приткнуть, и, немного поменяв локацию, снова уютно устроились. Полная отмена каких-либо избирательных кампаний «сельского» уровня тоже сберегла совсем незначительные суммы. Средства, которые тратились на выборы раз в пять лет, не сильно впечатлили аналитиков.

Зато их впечатли другие последствия этого сокращения. Власть как таковая почти исчезла с лица мелких поселений. Теперь она не то что не на расстоянии вытянутой руки, а на расстоянии порой многочасового марш-броска. Один обещанный хозяин действительно появился, но как раз потому что он один, на всех его престало хватать.

Местные клерки и раньше по каждому вопросу вздыхали, разводя руками, и показывали пальцем наверх, а теперь они этот палец вообще не опускают. В прежние времена они имели какие-никакие, но собственные средства, самостоятельно участвовали в программах и вообще наряду с депутатами были голосом поселения. Этот голос было почти не слышно, но для самоидентификации местного сообщества это было важно. Теперь же сформировалась некая серая зона, в которой местной власти нет, а районная их физически не видит.

Так, мало-помалу общественная, политическая и экономическая жизнь в периферийных территориях стала деградировать. Социальные лифты и прежде не очень-то спускались на эти нижние этажи, а сейчас их двери вовсе замурованы, а механизмы сданы в утиль. Все, кто имел амбиции и стремился к самореализации, потянулись в административные центры, где сконцентрирована власть. Был нанесен мощный удар по элитам, которые были каркасом местного сообщества и придавали ему тонус. Остатки деятельных людей сколотили какие-то общественные советы и без толку слоняются по деревне. В неподвижной среде атмосфера стало густой и душной, общество в глубинке все больше маргинализируется. Даже те, кто назло всем собирался жить до конца в этих забытых селениях, стали подумывать о бегстве куда-нибудь ближе к цивилизации. Однако у многих на это бегство просто нет средств. Недвижимость и без того стоила сущие копейки, а в таких условиях ей и подавно грош цена. Чтобы обеспечить хотя бы свою физическую безопасность, люди стали формировать добровольные противопожарные дружины и дружины по защите правопорядка. Одним словом, люди стали влачить существование и просто пытаются выжить.

Итого

Сложно сказать, в какой степени можно доверять этим предсказаниям муниципального апокалипсиса. Но есть ощущение, что тем, кто поддерживает и продвигает новую систему, доверять стоит еще в меньшей степени. Недавно парламент Югры дружно поддержал этот законопроект, а Госдума по-быстрому приняла его в первом чтении. Но если спросить депутатов о его деталях и глубинных последствиях, с вероятностью, близкой к 100 %, они вряд ли о них задумывались. В лучшем случае они расскажут о том, что пока еще действующая двухуровневая система не оправдала себя, и ее надо менять. По их мнению, прежняя реформа, предполагающая, что каждое поселение будет управляться самостоятельно, а районы будут заниматься лишь межселенными территориями, якобы не сработала. Но разве это было на самом деле реализовано? Нет, нет и нет. Поселки и городки так и были в полной зависимости от вышестоящих администраций. Им попросту не выделяли достаточных средств для самостоятельного решения своих вопросов. А самоуправление без денег — как бассейн без воды, выглядит бестолково.

Теперь остается лишь надеяться, что главами новых укрупненных муниципалитетов будут назначаться в высшей степени толковые люди: прожившие всю жизнь в своем районе, прикипевшие к нему, пользующиеся доверием, хорошо знающие историю местности и людей. Тогда хотя бы личная биография и моральная ответственность перед земляками компенсирует равнодушие и вероломность административной системы. А если нет? А если это засланный сверху карьерист, которого направили в глубинку потренироваться «на кошках»? Его задача будет лишь в том, чтобы сформировать туземную администрацию и быть буфером между верховной властью и местным феодально-зависимым населением. Говорят, что такие истории встречаются чаще.

Впрочем, жителей Самзы, Агириша, Алябьевского и других селений никто и не спросит — закон есть закон! Проголосовать раз в пять лет за одного из двадцати депутатов — вот предел их участия в новой системе местного самоуправления.

Возможно, в данном беглом анализе грядущей реформы краски слишком сгущены, но это не беда. Скоро баланс будет восстановлен. Вот-вот изо всех утюгов послышатся бравурные речи, наполненные позитивом, о неотвратимо наступающем светлом будущем… Да будет так!

Артем Воротников

ИА «2 ГОРОДА»

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии