Лось — небесный житель

В угорском искусстве образ лося является одним из самых древних

Образ из легенд, покровитель рода, высший дух и герой преданий — все эти понятия тесно связаны со священным для народов ханты и манси животным. Именно лось на протяжении многих столетий ассоциировался с силой и выносливостью, мистическими историями и обрядовыми действиями.

Лось — небесный житель

Наиболее распространенным в угорской среде является струнный щипковый инструмент, имеющий продолговатую форму и напоминающий своими очертаниями лодку. У манси он называется санквылтап, а его хантыйский собрат — нарс-юх. В коллекции югорского музея есть уникальный санквылтап, не имеющий аналогов, в котором роль резонаторного ящика выполняет вырезанная из кедра фигура лося. Изображение очень реалистично, проработаны анатомические особенности животного — суставы, копыта, губы, ноздри, глаза, рога. Изготовил лося мастер Николай Гаврилович Куриков, проживавший в Урай-

пауле в верховьях Пелыма.
Чем же обусловлен выбор зооморфного образа для музыкального инструмента? Санквылтап — универсальный инструмент, под его аккомпанемент пели песни, он сопровождал танцы и представления на традиционных праздниках. Наигрыши на нем имели большое значение в обрядовой практике для призыва духов через исполнение их именных песен. Принимая во внимание то, что манси, проживавшие в бассейнах рек Тавда и Конда, почитали лося как покровителя рода, изготовление такого музыкального инструмента нельзя считать случайным. Санквылтап именно такой формы мог выступать в качестве эквивалента бубну у шаманов при обрядовом путешествии по мирам.

В представлениях коренных народов Севера лось выступал как высший дух и герой легенд и мифов. Один из них повествует о том, что он первоначально жил на небе и у него было шесть ног. Лось бегал так быстро, что никто не мог его догнать. И вот однажды охотник Мось-хум решил сделать лося доступным для человека, чтобы использовать его мясо в пищу, а шкуру — в хозяйстве. Мось-хум надел свои быстрые лыжи, подбитые выдровой гладкой шкурой, взял в руки саблю и помчался вслед за животным. Он бежал с южной части Урала и догнал усталого зверя лишь на северном его конце. И там взмахом своей могучей острой сабли Мось-хум отрубил задние конечности лося. С этого времени он перестал быть священным, и люди начали охотиться на него.
Лыжня охотника, проложенная во время погони, осталась на небе. Так как Мось-хум бежал очень быстро, комья снега от его лыж падали по обе стороны, они стали звездами и превратились в Млечный путь. Убитый лось тоже виден на небосклоне — над северным Уралом, где его догнал охотник, сияют семь ярких звезд «ковша» Большой Медведицы, которые манси называют созвездием Лося.

Пример HTML-страницы

Даже после этой легенды образ лесного жителя не потерял своей мистики. Так, сохранилось поверье, что мясо убитого лося следует варить долго и обязательно три раза добавлять в котел воды, поскольку только тогда выкипает его «священность». Стоит отметить, что в сыром виде мясо лося никогда не употребляют в пищу.
Еще один миф народов Урала и Западной Сибири про лося объясняет смену дня и ночи. Неутомимый охотник преследует животное, похищающее солнце. Когда герой настигает беглеца, он возвращает светило в тайгу Верхнего мира, и ночь сменяется днем. Но каждый вечер лось вновь выкрадывает солнце, и ночью охотник снова пускается в погоню.

Лось занимал одно из центральных мест в хозяйственной деятельности таежных охотников, и в угорском искусстве его образ — один из самых древних и устойчивых. Изображение животного наиболее часто присутствует в древних уральских наскальных рисунках. Известны изображения лося в мелкой пластике из кости, рога, дерева — на костяных лопаточках, рукоятях для ножей. В I тыс. н.э. бронзовые образы широко использовались в культовых вещах и в костюмной гарнитуре, состоящей из пронизок, накладок, подвесок, пряжек и наконечников ремней.

Сохранилось немало преданий и бытовых рассказов о лосях. Особенно яркое впечатление оставляют повествования о буйстве самцов во время осеннего гона, когда они наводят своими боями ужас на округу, идут напролом через чащобу, огонь и воду, нападают на медведей и человека. О них говорят, что до 7 лет они взрослеют и мужают, после — дряхлеют и слабеют. Как богатыри в легендах, старые лоси нередко убивают друг друга.
В целом, символика образа лося основана на его небесном происхождении и таких качествах, как неисчерпаемая сила и выносливость. Она вполне может стать частью айдентики Югорска — города с сильным и стойким характером.

Материал подготовлен и опубликован в рамках проекта «Эсский перстень — больше, чем легенда», реализуемого Региональной общественной организацией ХМАО — Югры «Историко-культурный просветительский центр «Музейная инициатива» при поддержке гранта губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Автор: Татьяна Шакирова

 

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР