Не растеряться в Сети

Как распознать киберпреступника и сохранить свои деньги?

Как распознать киберпреступника и сохранить свои деньги?

Тема преступлений, совершенных с использованием интернета и мобильной связи, похоже, никогда не потеряет актуальности. С начала этого года в Югорске зарегистрировано 88 таких эпизодов, общая сумма ущерба составила более 9 млн 117 тыс. рублей. А преступники между тем без устали изобретают все новые схемы обмана.

Сложно раскрыть, невозможно вернуть

По словам специалиста по связям с общественностью направления по связям со СМИ ОМВД России по г. Югорску Александра Никонорова, из 88 киберпреступлений, жертвами которых стали жители города, производством закончились лишь 14. «В связи с неустановлением лиц, причастных к совершению преступлений, пришлось приостановить 48 дел, — отметил он. — Раскрыть удалось 22,6 % от общего числа киберпреступлений. В целом по округу этот показатель составляет 26 %. Деньги, потерянные пострадавшими в ходе общения со злоумышленниками, вернуть крайне тяжело».

Полицейские выделяют несколько видов мошенничества, которые чаще всего используют злоумышленники. Пожалуй, наиболее распространенный из них — это звонки от лже-сотрудников банков, которые информируют потенциальную жертву о подозрительных банковских операциях, якобы происходящих с их счетами, и предлагают защитить средства. Для этого необходимо перевести накопления на резервные счета либо поместить в безопасные банковские ячейки. При этом цель злоумышленников — узнать коды из сообщений, которые придут на телефон жертвы, а затем получить доступ к банковскому счету. Иногда им удается «отвязать» счет от телефона законного владельца и «привязать» к своему. В таком случае гражданин, попавшийся на удочку мошенников, уже не узнает о списаниях с банковских карт. Бывает, преступники убеждают собеседника, что на его имя выдан кредит. Чтобы его аннулировать, необходимо оформить еще один, а деньги перевести на указанные счета.

Порой преступники представляются сотрудникам МВД или ФСБ и просят помощи в разоблачении мошенников, влившихся, по их словам, в число банковских служащих. При этом они пугают собеседника ответственностью, которую тот может понести в случае отказа сотрудничать с правоохранительными органами.

Пример HTML-страницы

Торговые сайты и «чудесные» инвестиции

Отдельная тема — торговые интернет-площадки, наиболее популярные из которых — сайты «Авито» и «Юла». Мошенники под видом покупателей или продавцов присылают своим жертвам ссылки на фишинговые сайты для оплаты покупок. Ввод данных открывает преступникам доступ к счетам, которые они опустошают в рекордно короткие сроки.

Еще один распространенный способ, используемый злоумышленниками — виртуальные инвест-площадки. Здесь они играют на желании людей получить скорую легкую прибыль. Поначалу все выглядит правдоподобно и очень привлекательно: небольшие вложения стремительно превращаются в солидные суммы, которые, по словам «личных менеджеров», можно вывести в любой момент. Однако в реальности все оказывается не так просто. Бесследно исчезают и вложенная сумма, и дополнительный взнос, который якобы нужно положить на инвестсчет для вывода прибыли, а следом — и сам менеджер.

«Мама, я сбил человека…»

Казалось бы, об этом способе обмана знают все. Но звонки мошенников от имени родственников, попавших в проблемные ситуации, с просьбой перечислить денег, чтобы все уладить, до сих пор остаются вполне рабочей преступной схемой. «Злоумышленники — хорошие манипуляторы, умело управляя человеческими эмоциями, они загоняют свою жертву в состояние стресса, в результате чего та действует неразумно, — говорит Александр Никоноров. — Некоторые граждане самоуверенно считают, что достаточно умны, чтобы распознать подобные уловки. Увы, практика показывает, что и они верят мошенникам. Также жертвами злоумышленников становятся излишне доверчивые граждане. Преступники находят подход к разным людям».

Нередко в сети мошенников попадают и пользователи популярного ресурса «BlaBlaCar». Подставные водители просят перевести оплату за поездку заранее, предлагая перейти по ссылке на фишинговый сайт, а получив таким образом доступ к личным данным, похищают средства с банковских карт.

Не так давно крупный кол-центр был обнаружен в Бердянске. Достоверно установлено, что мошенники обманули несколько тысяч граждан РФ, уже возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел. «Брать» преступников пришлось с помощью спецназа.

Не так давно крупный кол-центр был обнаружен в Бердянске. Достоверно установлено, что мошенники обманули несколько тысяч граждан РФ, уже возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел. «Брать» преступников пришлось с помощью спецназа.

 

«Праздничные» преступления

По словам оперуполномоченного по особо важным делам управления угрозыска УМВД России по ХМАО — Югре Павла Перепелкина, мошенники пользуются покупательским ажиотажем в преддверии праздников. Например, перед 8 Марта растет количество обращений от граждан, которых обманули при онлайн-заказе цветов или покупке парфюма на фальшивых сайтах. Весной мошенники наживаются на гражданах, продавая им несуществующие стройматериалы. «Приближается Новый год, и скоро жители начнут подбирать по-
дарки на интернет-ресурсах, — добавил Павел Перепелкин. — Чтобы не быть обманутыми, нужно заранее изучить отзывы о сайте, причем те, что размещены на сторонних ресурсах — например, на сайте «Отзовик». Заказывать товары можно только на проверенных интернет-площадках».

Все возрасты покорны

Существует мнение, что жертвами мошенников чаще всего становятся пожилые люди. «Не спорю, они действительно находятся в зоне риска, — согласен Павел Перепелкин. — Но, анализируя совершенные киберпреступления, мы пришли к выводу, что возраст обманутых составляет от 18 до 60 лет, то есть это трудоспособное население, имеющее какие-то накопления. Причем многие из числа потерпевших говорят, что ранее уже слышали о виртуальных преступлениях, но, когда дело коснулось их самих, они не заподозрили подвоха».
Главное правило безопасности элементарно: если вам позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и сообщил о том, что на ваше имя оформлен кредит либо со счетов снимают накопления, положите трубку. Ни в коем случае не передавайте коды из сообщений. Затем позвоните на горячую линию своего банка (телефон указан на оборотной стороне карты) и проясните ситуацию.

При покупке и продаже на интернет-площадках и при бронировании поездок через «BlaBlaCar» никогда не переходите на сторонние ресурсы по ссылкам и уж тем более не вводите данные карты. Если вам звонит «родственник» и просит помощи, не поддавайтесь эмоциям. Прекратите разговор, а затем перезвоните ему сами и выясните, все ли в порядке. То же самое касается ситуаций, когда вам в соцсетях пишет знакомый и просит одолжить денег. Скорее всего, его аккаунт взломан, и с вами на связь вышел мошенник.

Автор: Анастасия Шмелева

Фото: РИА Новости

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЮГОРСКИЙ МЕДИАЦЕНТР
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии